Когда царит опера (концерт 23.09.2017)

Итак, завтра нам предстоит увидеть второй спектакль «Любовного напитка». Премьерой этой оперы Г.  Доницетти наш театр завершил свой 43-й театральный сезон.

Вспоминаю  сейчас о «Любовном напитке» только потому,что фактически этим спектаклем для меня откроется  оперный сезон в Днепровской опере. И очень хочу надеяться, что этот визит в театр не разочарует. Ведь так не хочется портить впечатление от мощного старта нынешнего театрального сезона! Я имею в виду самый масштабный за несколько последних лет концертный проект нашего театра, который нам показали 23 сентября. Давно уже нас так не баловали!

Самое отрадное, что в этот вечер царицей сцены стала опера. Та самая опера, которая в последние сезоны, увы, оказалась в загоне на нашей академической сцене. Нас успели настолько приучить к тому, что любой концерт в театре — стандартный набор из хабанеры, куплетов тореадора, песенки герцога и еще полудесятка набивших оскомину популярных номеров в первом отделении и столь же неизменный набор опереточных арий и непременные три тенора во втором, — это все, на что способна творческая фантазия наших постановщиков концертов…  И тут вдруг такая роскошь! Арии и сцены из европейских опер в 1-м отделении, из русских и украинских — во 2-м!  «Хованщина», «Бал-маскарад», «Фауст», «Дон Жуан», «Ласточка», «Лючия ди Ламмермур», «Манон Леско»… Даже я не припомню, чтобы на моей памяти у нас это когда-нибудь звучало…  А если прибавить к этому списку еще «Пиковую даму», «Отелло», «Силу судьбы», «Богдана Хмельницкого», «Запорожца за Дунаем», «Тараса Бульбу», «Царскую невесту»… И все это в одном концерте!

Кроме удивительного разнообразия программы, особенностью концерта стала столь же обильная режиссура. Практически каждый номер был поставлен как отдельный мини-спектакль  с мизансценами, декорациям и костюмами и даже статистами, в роли которых задействовали солистов оперы. Лично для меня столь подробная визуализация оказалась слишком чрезмерной. Тем более, когда в угоду режиссерскому замыслу певцам приходилось петь в замысловатой позе или с неудачной точки,  много двигаться, орудовать кучей реквизита и т. д. То есть вокал снова приносился в жертву зрелищности. С этим можно отчасти смириться в спектаклях. Но в концерте, по-моему, это лишнее. С другой стороны, такая подробная визуализация помогала публике, часто не знакомой с исполняемыми произведениями (при нашем куцем оперном репертуаре это не удивительно!), лучше понимать происходящее на сцене. Современному зрителю, увы, мало слышать оперу, ему нужно еще и видеть. Найти бы только разумный баланс, чтобы зрелищность не мешала звучанию! Вот тут, как по мне, далеко не все получилось.

Также концерт стал и долгожданной презентацией новых имен в нашей оперной труппе. Вот все у нас как-то не по-людски! Другие театры сообщают о результатах конкурсов на своих сайтах, в соцсетях и в специальном разделе на сайте Министерства культуры. Это, кстати, прописано в законе… Но нашему оперному, как видно, закон не писан… Ну да ладно, не зрительское это дело за соблюдением театром законов следить. Итак, нашу оперную труппу пополнили два баритона и тенор. Конечно, сложно судить о певцах по одному концертному выступлению, но самое яркое впечатление из наших новичков лично на меня произвел Александр Форкушак. Хочется поскорее услышать его в спектаклях театра!

Несмотря на отдельные нюансы, праздник оперы на  Днепровской сцене состоялся! За что хочу сказать огромное спасибо всем, кто трудился над созданием этой масштабнейшей по меркам нашего театра концертной программы.  Очень хочется верить, что начавшийся 44-й театральный сезон окажется столь же ярким и впечатляющим, как открывший его концерт.