«Кармен» 21.03.2015

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет,-

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

А.Блок 1914

 

По правде говоря, я не слишком люблю нашу постановку «Кармен», сделанную в стиле нарочито лубочной театральной черно-красной Испании. В этом пестром и многолюдном спектакле артистам, подстегиваемым темпераментной музыкой, сложно не перейти грань, соблюсти меру, чтобы зрелищность не превратить в пошлость, а буйство страстей – в неприглядный натурализм. Тем более, что нынешняя оперная режиссура подобные перегибы и переигрывание тщательно культивирует, а в этом спектакле, как ни в каком другом, велик соблазн компенсировать недостатки вокала актерством.         

Однако долгожданный спектакль с Ольгой Ус в главной партии стал событием. Нет, конечно, никуда из афиши «Кармен» не исчезала. Просто пели ее другие и, как оказалось, безнадежно не те. Недоставало яркости, бьющей через край жизненной силы, достоверности, гармонии образа с общим колоритом спектакля. А порой, увы, и чувства меры в отдельных сценах.

Оставим в стороне тот факт, что главные партии репетировали одни артисты, а на сцену в итоге вышли другие. После настолько удачного спектакля эти подробности закулисной кухни уже не имеют значения.  

Кармен Ольги Ус – яркий пример того, что для создания невероятно притягательного образа этой героини достаточно выразительного взгляда, мимики, особой горделивой и чуточку кошачьей повадки и яркого темперамента. И, конечно, сочного полнокровного меццо, в котором есть завораживающая бархатистость и глубина. И при этом совершенно не обязательно задирать юбку выше головы. Разумеется, Кармен – не выпускница института благородных девиц, однако вряд ли Хозе, такой подчеркнуто «правильный» молодой человек, смог бы влюбиться в совсем уж вульгарную и распущенную героиню. А вот в колоритный и манкий образ своенравной гордой и страстной цыганки, созданный О.Ус, без оглядки влюблены не только главные мужские персонажи спектакля, но и весь зрительный зал. В пестрой толпе эта Кармен похожа на яркий цветок, аромат которого пьянит и завораживает, обещая больше, чем может дать.

Партнерами по сцене для столь яркой Кармен выпало стать двум противоположностям. Богатейшему сценическому опыту и творческой зрелости довелось соперничать с молодостью со всем ее максимализмом и неуемной энергией. В итоге же, как мне кажется, выиграл весь спектакль.

Разумеется, исполнитель партии Хозе народный артист Украины Э. Сребницкий уже не молод. Однако многочисленные поклонники его неувядающего таланта всегда с трепетом ожидают его выхода на сцену, потому что знают, насколько высокую планку задает всему спектаклю этот артист. А уж его осанке, умению носить костюм и держаться на сцене, а главное – вокальному мастерству, актерскому темпераменту и неизменному огню в глазах могут позавидовать многие молодые коллеги. Психологически достоверный, продуманный до мельчайших деталей образ, идеально выстроенные мизансцены. Мастер. Последний из целой плеяды выдающихся артистов, блиставших на нашей сцене. Но пока этот блестящий артист в строю, эпоха мастеров продолжается.

В партии же Эскамильо публика впервые увидела совсем молодого баритона И.Воеводина, обладателя очень красивого тембра. Дебют, спору нет, многообещающий. Однако лично мне испортило впечатление то, что артиста, отличающегося весьма хрупкой по оперным меркам фигурой, зачем-то нарядили в такой же красный наряд, как и танцовщиков, составляющих свиту тореадора. В итоге Эскамильо совершенно слился с балетом как при исполнении знаменитых куплетов, так и в четвертом акте оперы. Мне всегда казалось, что костюм должен помогать герою, тем более такому колоритному, каким по определению является знаменитый тореро, любимец севильской публики, стать центром сцены, а не безнадежно потеряться на ней.

Микаэла в исполнении Е.Самойловой, помимо прекрасного звучания, приятно удивила нестандартной трактовкой образа. При первом появлении на сцене ее героиня оказалась не скромнейшей сельской простушкой, а очень задорной девушкой, привыкшей к мужскому вниманию. Потом, наедине с Хозе, она снова превратится в тихоню и скромницу, а пока можно и немного пококетничать с бравыми солдатами. Получился живой и свежий образ. Такая Микаэла мне кажется куда более способной на отчаянную попытку вернуть заблудшего жениха в третьем акте, чем серая мышка, какой ее у нас раньше изображали. У той на фоне яркой Кармен уж точно не было ни единого шанса.

Еще одним приятным сюрпризом в этом спектакле стал квартет контрабандистов (В.Коваленко, О.Григоренко, В.Парубец, А.Чаков), отличавшийся не только очень слаженным ансамблем, но и необыкновенной живостью. Партии там вроде и небольшие, однако вполне достаточные, чтобы впечатление о спектакле в целом подпортить, но в этот раз все участники оказались на высоте.

И напоследок хочется отметить оркестр под управлением Ю.Пороховника. Маэстро удалось найти удачный баланс между сценой и оркестровой ямой, когда никому никого не пришлось перекрикивать. В результате спектакль получился удивительно гармоничным.