Мастер-класс в жанре оперетты

Оперетта в репертуаре нашего театра, как известно, одна – «Летучая мышь». Популярнейший шедевр И.Штрауса не только одинок в нашей афише, но и совершенно безхозен и заброшен уже в течение многих сезонов. Режиссеру он не интересен, а артисты театра привыкли считать работу в «легком» жанре унижением высокого достоинства оперных певцов. До оперетты у нас в театре чаще всего снисходят по долгу службы, позволяя себе выходить на сцену, не распевшись, не знать текста и мизансцен, валять дурака и нести отсебятину. И отсутствие репетиций и режиссерского надзора такое отношение к работе никак не оправдывает!

И только востребованность оперетты у публики удерживает единственного представителя жанра в репертуаре, вынуждая администрацию театра подновлять декорации и по мере возможности поддерживать приличный внешний вид спектакля. Ведь большая часть зрителей не слишком требовательна и в тонкостях жанра не разбирается. Люди приходят отдохнуть, поэтому яркая картинка, живая и веселая музыка и стандартный набор комических сцен их вполне удовлетворяют. На меня же, увы, этот спектакль чаще всего производит самое удручающее впечатление, поэтому для его посещения должен быть особый повод.

         В апрельском спектакле таковых случилось сразу два. В партии Адели дебютировала молодая певица Наталья Деканенко, уже успевшая снискать бурный успех у публики исполнением куплетов Олимпии из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана». А партию Розалинды в этот вечер исполнила приглашенная солистка из Одессы Юлиана Панченко. И в этот раз приглашенная солистка оказалась по-настоящему шикарна и просто царила на сцене.

         Понимаете, оперетта – особый жанр, и «легким» его окрестили совершенно напрасно. Это нам, зрителям, легко и приятно смотреть оперетту из зрительного зала. А вот успешно работать в этом жанре может далеко не каждый обладатель диплома консерватории, каким бы одаренным вокалистом он ни был. Это в опере, где главной составляющей является пение, специфика жанра еще позволяет закрыть глаза на возрастное несоответствие, внешние данные, актерскую беспомощность певца. И то современная оперная режиссура требует, чтобы артист был драматическим актером практически в той же мере, что и оперным певцом. А уж оперетта требует от артиста целого комплекса умений и достоинств. Помимо хорошего вокала и выносливости (ведь придется еще и играть, и танцевать!), артист оперетты должен обладать актерским мастерством и обаянием, сценичной внешностью, пластикой, осанкой, дикцией (разговорные диалоги!), безукоризненными манерами, умением носить костюм. Всем тем, чему почти не учат в наших консерваториях, делая упор на вокальное мастерство.

         И вот весь этот комплекс был с блеском продемонстрирован нашей гостьей. Вот так нужно работать в «легком» жанре! И до уровня этой шикарной Розалинды наши артисты, как ни старались, дотянуться так и не смогли. Но зато хотя бы и они, и зрители увидели высоту, к которой нужно стремиться.

         Спасибо нашей великолепной гостье за этот мастер-класс!