О «Щелкунчике» 18.12.2016 и не только о нем

Признаюсь честно: декабрьский вечерний «Щелкунчик» уже в афише выглядел совершенно безумной авантюрой. У нас с невероятным  трудом набирается состав на этот спектакль, даже когда вся труппа в сборе, а тут добрая треть артистов разъехалась на гастроли…

Интуиция меня не подвела. Кордебалет, наспех собранный из остатков труппы, студентов театрально-художественного колледжа и едва оперившихся девчонок из балетной школы, исправно путался в ногах и ломал линии, несмотря на громкий отсчет тактов и попытки худрука внести хоть какое-то подобие порядка в эти нестройные ряды, дирижируя процессом из-за кулис.

Упростили, конечно, по случаю такого форс-мажора все, что могли. И танец снежинок, из которого исчезли большие прыжки, и китайский танец, который солистка почему-то исполняла на полупальцах и в мягких туфлях. И танец маленькой Маши. А восточный танец и вовсе упразднили, поскольку народу на него уже никак не набиралось.

Но если проблемы с кордебалетом еще хоть как-то объяснимы (хотя уже безумно надоело без конца оправдывать постоянное снижение уровня исполнения нескончаемой текучкой кадров), то солисты давно уже так не разочаровывали. А ведь именно от них зависело, уйдет ли зритель из театра с ощущением чуда.

Увы, Принц в исполнении отяжелевшего и равнодушного Д.Омельченко на героя романтических девичьих грез никак не походил. Да и с партнерскими обязанностями своими на сцене управлялся на  этот раз весьма неважно.

Партии Маши маленькой и Маши-принцессы, которые у нас обычно разделяют, в этот вечер достались нашей приме Елене Печенюк. Единственной и незаменимой. И, увы, безнадежно погасшей под этим неподъемным гнетом собственной незаменимости и безальтернативности. Главное впечатление от ее выступления — балерина безумно устала. Настолько устала, что нет сил даже улыбаться. О каком-либо образе речь вообще не шла. А ведь с момента ее предыдущего выхода на сцену прошло две недели!

Сольных вариаций мы в этот вечер так и не дождались.

Боюсь, именно этот груз ответственности (а как иначе, когда на плечах весь репертуар) и полное отсутствие конкуренции (а вот тут большой вопрос, почему из театра уходят конкурентки! почему предпочитают любые гастроли бесконечному ожиданию у моря погоды в родном театре, почему не получают партии, на которые заявлены в программках) нашу приму и губят. Статус — вещь хорошая и, несомненно, заслуженная, но его надо доказывать в каждом спектакле. То, что я вижу в как минимум в двух последних спектаклях, не убеждает. При всем моем уважениии к заслугам, таланту и трудолюбию Печенюк.

В свете всего вышесказанного мне безумно интересно (хотя давным-давно понятно, что эти наболевшие вопросы останутся без ответа), кому выгодно уничтожение Днепровского балета? Да-да, это уже уничтожение, а не просчеты руководства труппы. И за чей счет будет теперь лечить спину молодой танцовщик, на которого в декабре попытались взвалить почти весь репертуар? И кого следующего выживут из театра, чтобы, не дай Бог, не затмил наш главный дуэт, а кого — сломают, срочно затыкая очередную дыру в составе?