Почему я больше не хочу новых постановок комической оперы

Вообще, замечательный жанр эта опера-буффа! Яркий, жизнерадостный, вызывающий желание жить и радоваться жизни. Какие имена — Россини, Доницетти, Перголези, Паизиелло и даже величайший из великих — Верди, лебединой песней которого в оперном жанре стал «Фальстаф». Какая музыка! Как хочется погрузиться в мир забавных и остроумных коллизий, всегда завершающихся торжеством добра и любви, отрешившись от всего будничного и тревожного… «Дон Паскуале», «Севильский цирюльник», «Тайный брак», «Золушка», «Сорока-воровка»… Сколько света и положительных эмоций могут они подарить!

Вернее, могли бы…Увы, опера-буффа это не только праздник, но еще и серьезнейшее испытание вкуса и чувства меры для всех участников представления по обе стороны занавеса. И этого испытания в нашем театре не выдерживают, превращая комическую оперу в «веселенькое» пошловатое действо, в котором гениальная музыка становится лишь фоном для клоунады, танцев, пантомимы, прыжков и ужимок, больше уместных где-нибудь в КВН или в самодеятельном спектакле драмкружка. Режиссер и хореограф считают своим долгом так насытить спектакль суматохой, движением и трюкачеством, что на сцене попросту не до пения.  Тут бы успеть все придумки режиссера воплотить. А споем — как споется… Кто там в то пение будет вслушиваться, когда все так смешно. Вот народ в зале  и веселится. Отчего ж не веселиться, если его так стараются развеселить. Все такое кричаще-яркое, пестрое,  почти как в комедийных шоу из телевизора. Поют, правда, на непонятном языке, но можно вслух почитать субтитры и покомментировать. Зато как весело кривляются и скачут! А давайте громко похлопаем вон той комичной гримасе! Ну и что, что еще поют и звучит музыка! Прикольно же, надо похлопать!  В театре же принято хлопать, если понравилось! О, какая живенькая музычка, а давайте хлопать в такт!  Весело же! Заодно и задремавших под высокое искусство разбудим, пусть обертками пошуршат. Ведь у всех с собой конфетки и чипсы, завернутые в три шуршащих кулечка. О, вон там слева от меня у веселой компании даже семки! С кулечком для шелухи, — культура!!! Какие запасливые! Сразу видно ценителей жанра!

Ради Бога, давайте ставить оперы с самым хмурым и безотрадным сюжетом и кучей трупов в финале!  Чтобы даже самая изощренная режиссерская фантазия не додумалась впихнуть туда танцы в три притопа — два прихлопа и клоунаду, чтобы развлечь публику. Да, конечно, бедные зрители будут скучать и томиться. Они же развлечься пришли. Но я хоть арии послушаю без того, чтобы их захлопывали почитатели комической пантомимы и ужимок! А хор и солисты спокойно попоют, без балетных и цирковых номеров. Они же еще не разучились, надеюсь? Не надо больше такого «веселья»!

Почему я больше не хочу новых постановок комической оперы: 2 комментария

  1. Я согласна с автором статьи!
    Как солистка оперы, хочу добавить, что в нашем театре очень сложно оценить качество голоса из-за акустических условий, не соответствующих стандартам баланса «оркестр = акомпанимент, голос = солирующий инструмент».
    Очень хорошо зная голоса своих коллег, побывав недавно зрителем на опере «Князь Игорь», я ужаснулась тому факту, что акустика съедает обертоны тембров даже больших драматических голосов!
    То есть, в тембральной окраске стирается добрая половина средних частот и общее звучание невозможно оценить объективно!
    Певцы на сцене плохо слышат себя, а так же оркестр. Потому такая ситуация провоцирует на форсаж звука. И часто, вместо того, чтобы заниматься только красивым звукоизвлечением, приходится «перекрикивать» оркестр, что не может не сказываться на голосе.
    Чтобы сохранить чистоту и индивидуальность тембра (чем и ценится эталонный оперный вокал!) в нашем театре нужно обладать «шестым чувством» и петь, как говорят вокалисты «внутренними ощущениями», то есть, не пытаясь услышать себя.
    Вы представляете себе, каким уровнем экстрасенсорных способностей должен обладать вокалист в этом театре, чтобы сохранить себя?
    А ведь так быть не должно.
    Я пела на многих площадках Европы и Украины. Такой ситуации, как в Днепропетровском театре нет нигде.
    И, похоже, никто не собирается даже задуматься о её решении.
    А о спектакле вот, что хочется сказать.
    Все очень старались. Но, впрочем, как и всегда. Могу с полной ответственностью сказать, что в нашем театре есть разные исполнители, каждый на своём уровне, со своей вокальной школой (и это может быть, действительно, предметом дискуссий), но! я знаю это точно, никто и никогда не работает в пол-силы, всегда только с полной самоотдачей и пониманием того, что всё это мы делаем ради великого Искусства и зрителя в зале, который через артистов получает свою порцию «прекрасного».
    Все мы болеем душой за процветание и здоровое творческое развитие нашего театра, и это общее обстоятельство нас с Вами должно не ссорить, а объединять.
    Давайте поддерживать друг друга. И добрым словом, в том числе. Может, и есть недостатки, но всегда ведь есть и то хорошее , что можно отметить, не так ли?
    А когда ценят твои успехи — это всегда окрыляет. Так случается с любым человеком.
    Видеть хорошее в других — это особый Дар.

    С уважением.

  2. Ну вот почему Ваши статьи не читает наш режиссер,хореограф? Браво! Все точно написано! Попробовала сам режиссер делать несуразные движения и при этом петь! Но она наверное даже и не слышала,что при прыжках, непонятных движениях,тяжело петь на дыхании! Театр работает по принципу итак сойдёт! И это во всём! Спасибо за Ваши статьи! Безумно правдиво и в точку!

Обсуждение закрыто.