Завершение 47-го сезона

Обычно завершающий месяц театрального сезона бывает особенно насыщенным и интересным. И при беглом взгляде на июньскую афишу нашего оперного могло показаться, что и завершение 47-го сезона не станет исключением из этого правила. Названий в афише много, но половину репертуара составляют концертные программы, в том числе на крыше Меноры, наши непременные две оперетты и столько же детских спектаклей. На долю основных жанров в итоге осталось не так уж и много: 6 балетов, 3 оперы и «Кармина бурана».

Но зато каждый из доставшихся на долю ценителей оперного жанра спектаклей июня был событием как минимум выдающимся. Впрочем, с нашими нынешними репертуарными тенденциями мы скоро любую оперу в афише будем воспринимать, как праздник. В нашем театре это уже давно исчезающий жанр.

Тем приятнее, что завершение сезона ознаменовалось премьерой оперы С.Рахманинова «Алеко» и его же оркестровой сюиты «Симфонические танцы», об исполнении которой театральная афиша по непонятной причине вообще не сообщала. Хотя таким пополнением репертуара симфонического оркестра театра можно только гордиться. Но я не стану подробно останавливаться на этом вечере, поскольку ему была посвящена отдельная заметка.

«Травиату» поклонники оперы ждали с особенным нетерпением. Очень уж хотелось перебить неприятнейшее послевкусие майского спектакля с пресловутой оперной дивой… И увидеть и услышать наконец Екатерину Мысь, числящуюся в труппе с начала сезона. В целом дебютантка, обладающая не самым большим, но приятного тембра гибким голосом и хорошими актерскими данными, произвела неплохое впечатление. И, возможно, понравилась бы мне еще больше, как и весь спектакль, если бы не очередные эксперименты с приглашенным дирижером. Как по мне, наши штатные трое вполне способны справиться с таким «грандиозным » оперным репертуаром в целых 3 спектакля в месяц! Оркестр под управлением  С.Скрипника временами раздражал своей громогласностью, перекрывая певцов. Да и темпы не всегда казались вполне комфортными для солистов. Из-за этого спектакль воспринимался неровно и нервно, хотя и солисты, и дирижер приложили немало усилий, чтобы он получился.

И, наконец, закрыли мы оперный 47-й сезон одним из самых красивых и ярких наших спектаклей, который, к огромному сожалению, так редко появляется на сцене. Долгожданной «Аидой», в которой состоялся еще и дебют Н. Еременко в заглавной партии.  Отрадно, что после длительного отсутствия в афише спектакль прозвучал очень достойно.

Большой интерес вызывала и июньская «Кармина бурана», в которой было анонсировано сразу три дебюта. Состоялось, правда, только два — М.Книгницкой и В.Мельника.  Но в целом спектакль бесконечно разочаровал своим совершенно разобранным состоянием (его вообще репетировали?! Порой возникало ощущение, что дирижер, хор, балет, оркестр и солисты впервые друг друга видят!) и крайне неудачной подзвучкой, создававшей впечатление топорной фонограммы вместо живого звука. Где-нибудь есть курсы повышения квалификации, где звукооператорам объясняют разницу между эстрадным концертом и классической музыкой и оперным вокалом? Впрочем к качеству исполнения в этот раз было столько вопросов, что звукорежиссер, пожалуй, наименьшая из бед.

Балетная часть июньской афиши порадовала разве что тем, что мы наконец увидели «Шопениану», и «Пахиту». Увы, лишний раз убедившись, что нынешний сезон никак нельзя назвать успешным для Е.Печенюк. В «Шопениане» состоялся дебют А.Веретиной, которая продолжает покорять новые балетные вершины, подтверждая свою репутацию одной из самых техничных и ярких наших балерин, Приятным сюрпризом в этот вечер стало также дебютное выступление И.Байтлер в вариации из «Пахиты», которую в премьерных спектаклях блестяще исполнила Е.Салтыкова. После ухода этой балерины ее успех пытались повторить С.Арчакова и Е.Галушка, после чего неподатливый номер заменили вариацией Амура из «Дон Кихота». И вот новая и, на мой взгляд, достаточно успешная попытка станцевать вариацию, которая очень украшает спектакль. Вообще именно вечер одноактных балетов оказался самым щедрым по части дебютных выступлений ( кроме уже упомянутых, мы впервые увидели Л.Бивол в 11-м вальсе в «Шопениане», Е.Бадалову и Д.Коваленко в па-де-труа и Ю. Белан в вариации в «Пахите»).

К единственному уцелевшему в афише театра современному балету я, признаться, отношусь весьма прохладно. В «Carmen&Jose» меня слишком смущает его откровенная попсовость, нарочито голливудская стилистика и кинематографичность.  Однако спектакль имеет успех у широкой публики, и я периодически освежаю свое впечатление, стараясь попасть на Е.Шмигельскую, которой, на мой взгляд, лучше всех удается образ Кармен. Именно поэтому мне и довелось стать свидетелем самого нелепого на моей памяти сценического дебюта. Кому и зачем понадобилось вводить тонкого и романтичного С.Зданского в партию Тореро, решенную в подчеркнуто гротескном ключе? Образ этот солисту категорически не подходил, и зрелище получилось очень странное, не говоря уже о сорванной высокой поддержке, когда дебютант запутался ногами в разбросанных по сцене деталях костюма партнерши и оба едва не рухнули на пол…

Разумеется, не обошлась июньская афиша и без «Лебединого озера», уникального спектакля, обреченного на успех в любом исполнении, который сам себя продает и потому любим не только широким зрителем, но и театральной администрацией, так как ей не приходится напрягаться с рекламой и прочими маркетинговыми заморочками. Впрочем, у нас, чем напрягаться с рекламой, предпочитают просто не ставить в афишу под предлогом того, что спектакль не продается. Порочная практика длится годами, зритель сидит на голодном пайке из одних и тех же названий, теряя интерес к театру, в котором все уже видел. Вот и в этот раз даже не удостоили спектакль с приглашенной солисткой НОУ отдельной афиши. Даже в буклете с репертуаром указали только фамилию исполнительницы и ни слова о том, кто это и откуда… А ведь  Ю.Москаленко, которую мы имели удовольствие в третий раз увидеть в партии Одетты-Одилии, этого заслуживает! Прекрасно сделанный образ, яркая энергетика, обаяние, уверенная техника, когда смотришь и не переживаешь, дотянет или не дотянет…, — как же мне всего этого недоставало в наших лебедях после того, как завершила свою сценическую карьеру моя любимая балерина, многие сезоны блиставшая в этой партии на нашей сцене! Если так обнищали, что нет денег на афиши (хотя на шумиху вокруг Максаковой ресурсы ведь нашли!), можно было бы хоть в соцсетях о солистке рассказать, интервью сделать… Публика, при всей ее непритязательности и готовности смотреть этот балет в любом качестве, заслуживает знать, за что она платит. Хотя о чем я… Какие интервью и анонсы… У нас в составах, часто появляющихся в Инстаграм лишь за час-полтора до начала спектакля, даже дирижеров, несмотря на настойчивые просьбы  зрителей, не указывают… На страницах театра вовремя только неугодные комментарии удаляют… Но вернемся к балету. Наконец в конце сезона состоялось возвращение на сцену С.Лисняк, станцевавшей па-де-труа. Одна из самых опытных наших солисток, в репертуаре которой практически все главные партии в спектаклях театра, надеюсь, еще не раз порадует своих поклонников. Особенно я скучаю по ее Авроре… В целом спектакль мог бы стать очень запоминающимся, если б не тот прискорбный факт (очень надеюсь, что это не более, чем досадная случайность), что это было самое неудачное выступление Е.Кучвара за весь сезон.  Не повезло…

Завершился балетный сезон «Золушкой» с  М.Лоленко и А.Литвиновым. Последняя наша балетная премьера, не устаю это повторять, покорила меня удивительной гармоничностью и глубиной. Одна беда: публика воспринимает балет как детский, поэтому в зале стоит визг, писк и гвалт… Возможно, стоит все же наконец подумать о возрастных ограничениях для вечерних спектаклей, как во всех нормальных театрах, и об адаптированных дневных детских версиях балетов? Заплатить за билет на вечерний спектакль и попасть на детскую площадку с неугомонными детьми и не всегда адекватными мамами-бабушками, вряд ли предел мечтаний для тех, кто пришел посмотреть балет, а вынужден весь спектакль терпеть шум и возню за спиной…  Впрочем, это проблема не только «Золушки», но и «Щелкунчика»… Некоторые умудряются крошечных детей на оперу в 4 действиях притащить. Жалко смотреть, как эти бедолаги маются, не понимая, за что им это наказание… Вряд ли когда-нибудь потом эти жертвы приобщения к высокому искусству это самое искусство полюбят…  Если родители не способны адекватно оценить, подходит ли спектакль для детского восприятия (а часто-густо я вижу, что и сами они не совсем понимают, куда и зачем пришли и о чем спектакль), способны ли их дети высидеть двухчасовой балет, пора прибегать к административным решениям. Тем более, что при двух билетерах на весь зал и балкон уследить за порядком просто невозможно.

Июньская афиша оказалась необыкновенно насыщена концертными программами, две из которых прошли на крыше Меноры. Но премьерой была лишь одна из них — вечер французской музыки. И это все, что было об этом концерте известно. Для него как раз сделали отдельную афишу, которая просто потрясала своей «информативностью», поскольку не содержала ни имен участников концерта, ни его программы (французская музыка  понятие весьма растяжимое, а от нашего театра всего можно ожидать!), ни даже имени дирижера… Не знаю, как остальная публика, а я не желаю покупать кота в мешке. Особенно, если речь идет о концертных программах нашего оперного. Слишком много было досадных разочарований.  Поэтому концерт прошел без меня.

Концерт ко Дню Конституции Украины, предполагавшийся первоначально в формате оупен-эйр, провели все же в зале театра. Как обычно, не сочтя нужным предупредить публику. И лично мне было не вполне комфортно оказаться вдруг в театральном зале в кроссовках… Концертная программа, к моему разочарованию, практически дублировала прошлогодний концерт, посвященный Дню Независимости, который прошел на площади перед театром. Ужасно раздражало засилье попсы в программе концерта академического оперного театра, микрофоны, а более всего — топорная работа звукооператора. Ну почему у нас думают, что Могилевская и Вакарчук — подходящий репертуар для солистов оперы?

Разумеется, невозможно было и обойти вниманием  и концерты на крыше Меноры. Тем более, что программа музыкальной вечеринки «Краща ретро-колекція епохи» уже звучала в фойе театра и произвела очень яркое впечатление. Как и все проекты главного дирижера Н.Яцкива. Поэтому, конечно, хотелось послушать снова. Да и особая атмосфера этой концертной площадки  не могла не привлекать, хотя первое посещение ее в августе прошлого года нам и испортил дождь. В этот раз погода благоприятствовала, и концерт прошел с заслуженным успехом. Единственная досада — в театре одновременно с этим концертом шел концерт школы классического танца, так что посмотреть на нашу юную балетную поросль мне не удалось.

И, наконец, завершился июнь и 47-й театральный сезон театрализованным шоу «Ночь в опере». Это уже вторая в истории театра попытка мероприятия подобного формата, которая, нельзя не признать, удалась гораздо лучше предыдущей. Правда, сознаюсь честно, помня печальный опыт позапрошлого сезона, мне пришлось постараться, чтобы почти вся концертная программа в фойе второго этажа пролетела мимо моих ушей. Боюсь, именно это в значительной степени и способствовало моему в целом положительному впечатлению от вечера. К счастью, организаторы на этот раз задействовали все три яруса театра, поэтому можно было выбирать. Мне очень понравилось оформление фойе, обилие интересных фотозон, выставка костюмов, а особенно — театрализованный балетный экзерсис в балетном зале в фойе третьего этажа. Было очень интересно вблизи увидеть, как это происходит. Но в этот раз шоу проходило летом, поэтому, кроме многолюдной толчеи,  донимала еще и духота. И бесконечная очередь в единственный буфет, где можно было купить прохладительные напитки.

Собственно концертная программы вечера, как обычно, получилась неровной по уровню исполнения. Но хотя бы не такой уныло банальной, сто раз петой-перепетой чуть не в каждом концерте, как в прошлый раз. Больше всего меня разочаровали номера из «Волшебной флейты». Зато снова порадовал оркестр под управлением Н.Яцкива, исполнивший увертюру к опере «Тарас Бульба» и зажигательный марш Радецкого. Ну, а второе отделение сразу же разочаровало тем, что снова использовались микрофоны, которые я категорически не приемлю в оперном театре.  И что-то невнятное стало твориться с конферансом. Увлекшись шуточными репризами и диалогом между собой, ведущие попросту не назвали имена чуть ли не половины участников концерта. А кто такие и откуда взялись дирижер С.Горкуша и тенор М.Ворочек (кстати, раз уж пригласили солиста из Харькова, то можно было дать нам послушать, как он поет оперу, а не попсу!) публика так и не узнала, хотя это было их первое выступление в нашем театре. Украшением второго отделения стали, разумеется, балетные номера, особенно виртуозное фуэте А.Веретиной в па-де-де из «Пламени Парижа». Вечер прошел с большим успехом и в целом оправдал ожидания большинства зрителей. И, в общем-то, достаточно адекватно продемонстрировал уровень театра.

47-й сезон стал историей. Остается ждать нового 48-го и надеяться, что он состоится и принесет перемены к лучшему.