Зачем?

Вполне закономерный вопрос. В самом деле, зачем я убиваю столько времени и нервов, не говоря уже о деньгах, на посещение театра, если в нем все так беспросветно плохо? А потом еще и трачу силы на безнадежную борьбу с ветряными мельницами, просиживая до поздней ночи за написанием этих заметок… Смею заверить, исключительно из добровольных и совершенно бескорыстных побуждений.

Все дело лишь в том, что я этот театр люблю, как бы пафосно это ни звучало. Половина его истории прошла на моих глазах. Мне довелось быть свидетелем как множества прекрасных спектаклей, так и, пожалуй, не меньшего количества безнадежно унылых и серых зрелищ. Наблюдать за творческим расцветом и закатом многих великолепных мастеров. Сожалеть о не сложившихся карьерах и зарытых в землю талантах. Видеть на этой сцене блестящих прим и 15-летних дебютанток с подкашивающимися от ужаса ногами. Пережить смену поколений в балете, скандалы и забастовки труппы, превращение храма искусства в торговый центр. Мне есть, что вспомнить и с чем сравнивать. И мой зрительский опыт не ограничивается только Днепропетровском.

            И прихожу я практически на каждый спектакль за тем чудесным ощущением сопричастности к настоящему, к великому, за погружением в волшебную сказку, за магией живого искусства. За всем тем, чего не может мне дать ни одна, даже самая совершенная, запись. Ну, а если уж чуду в этот конкретный вечер, увы, снова не суждено свершиться, можно насладиться  красивым дуэтом Одетты и Зигфрида, великолепными декорациями «Аиды», живым звучанием оркестра. Открыть для себя новые нюансы в сто раз виденном и слышанном спектакле. И много раз разочаровавшись, сохранять наивную детскую веру в возможность повторения чуда, случившегося со мной однажды и превратившего когда-то бесконечно далекого от оперы и балета человека в преданного поклонника этого искусства.

            Но эта одержимость театром не застит мне глаза на множество проблем, которые со зрителями стараются не обсуждать. Мне в конце концов надоело много лет подряд слушать рассказы о грандиозных творческих планах, обещания вернуть на сцену «Пиковую даму», «Тоску», «Мазепу», «Набукко», наблюдать, как исчезают из репертуара спектакли, в постановку которых вложено немало сил и средств, как бегут из театра перспективные артисты, терпеть очередные нелепые режиссерские выходки вроде голого персонажа в «Риголетто», смотреть на потерявших форму танцовщиков и безвкусные костюмы, слушать безголосых певцов. Кто-то должен был сказать во всеуслышание о том, что уже не первый сезон возмущает многих театралов.  

Проще всего перестать ходить в театр, чтобы не видеть всего этого безобразия, не рвать душу в бесполезных сожалениях, не пить валерьянку после спектаклей. Знаю многих, кто именно так и поступил. И подозреваю, что в результате администрация театра вздохнула с облегчением. Чем меньше в зале заядлых театралов, тем проще впарить доверчивой публике очередную халтуру. Тем меньше нытья о скудном репертуаре, скверной режиссуре и низком уровне исполнения, критического восприятия увиденного на сцене, сравнений и нареканий.

Как оказалось, я слишком сильно люблю театр, чтобы просто встать и уйти…