Сказки много не бывает

Свершилось. Администрация театра, вняв наконец бесконечным стенаниям театралов, поставила в репертуар «Щелкунчик», точнее, целых два «Щелкунчика» – адаптированный одноактный детский вариант днем и полноценный вечерний двухактный спектакль. Причем оба – в сопровождении живого оркестра. Да еще и с разными составами исполнителей главных партий. Чтобы уж точно все остались довольны.

Разумеется, у меня не осталось другого выхода, кроме как воспользоваться случаем и посетить оба эти спектакля.

         Скажу сразу, что мои критерии оценки «Щелкунчика» очень просты, но при этом весьма субъективны. Мне всего лишь необходимо, чтобы меня заставили поверить в чудо, в реальность происходящего на сцене. Если у исполнителей это получилось, значит, спектакль удался. Забегая вперед, признаюсь, что в этот раз именно так и случилось.

         Но обо всем по порядку. В этот раз, уже традиционно, тоже не обошлось без сюрпризов в составах. Чуть ли не перед самым началом дневного спектакля (билетеры уже даже успели отметить программки) Е.Даньков-Белянский, заявленный на партию Принца, был внезапно разжалован в Короля мышей, а Принца доверили Евгению Кучвару. Чем вызвана такая скоропалительная замена, я не знаю, но на пользу спектаклю она вряд ли пошла. Конечно, Е.Кучвар с его статью, осанкой, длинными ногами и отличной формой – просто мечта балетомана – отлично смотрится в классических спектаклях. Но вот в дуэтах с Машей, которую станцевала очаровательная Алина Коваль, порой чувствовалось, что партнерам не вполне комфортно работать, мешает сильная разница в росте. Эти нюансы вполне можно было бы сгладить, если бы у танцовщиков была возможность нормально отрепетировать спектакль.

         А.Коваль в этот раз танцевала и маленькую Машу, и Машу-принцессу. И мне очень приятно констатировать, что балерина оказалась одинаково убедительна в обеих партиях. Образы получились очень яркими, искренними и гармоничными. Ее Маша-принцесса сохраняет свою живость и непосредственность, которые в новом, взрослом образе дополняются еще и восторженностью первой влюбленности. Хороши были позировки, очень эффектно смотрелось фуэте, исполненное в нарочито замедленном темпе, с красивым акцентом на открывающуюся на 90 градусов в сторону рабочую ногу. Балерина буквально купалась в танце, радуясь каждому мгновению на сцене.

         Спектакль настолько завораживал, что настроение мне не испортили ни неизбежные в детском утреннике купюры, ни неугомонный мелкий почемучка за спиной, доставший своей болтовней половину партера.

В вечернем спектакле тоже не обошлось без изменений в составе и тоже на партию Принца. Вместо Д.Омельченко станцевал Алексей Чорич. Учитывая его постоянную занятость в спектаклях в последние недели (Вакула, Премьер, Альфред, вставное па-де-де в «Жизели», Бендер, «Фестиваль цветов в Дженцано» и юноша в белом в «Дегаже», Али), я могу только от души поаплодировать его выносливости и неиссякаемому творческому энтузиазму.

Главную женскую партию в вечернем спектакле разделили А.Коваль (маленькая Маша) и Е.Печенюк (Маша-Принцесса). Разумеется, эволюция образа в этом случае получилась куда более выраженной, ведь у балерин совершенно разная манера исполнения и темперамент. Живую и непосредственную девочку на сцене сменила нежная, влюбленная и бесконечно счастливая девушка. Танец Е.Печенюк воспринимался как жизнеутверждающий гимн любви, способной сотворить чудо, увидеть внутреннюю красоту человеческой души. Легкость, кажущаяся безусильность и грациозность каждого движения создавали неповторимую гармонию. И стремительный темп ее фуэте был словно воплощением радости и торжества доброго и светлого начала.

В дневном спектакле были купированы танец снежинок и вальс. Вечером же ряды снежинок смотрелись гораздо стройнее, чем в прошлый раз, но, увы, грохот опять стоял такой, словно это не невесомый снег кружился над сценой, а глыбы мрамора на нее роняли.

В первом акте снова очень порадовала Коломбина в исполнении Е.Галушки. Глядя на уверенное исполнение ею этой небольшой партии, мне вдруг захотелось увидеть ее в «Спящей красавице», думаю, ей отлично подойдет партия феи в розовом (номенклатура этих фей страшно запутана, поэтому будем ориентироваться по цветам костюмов) из пролога. А в чуть более отдаленной перспективе – и Миртой в «Жизели». У нас ведь всего одна исполнительница этой партии, нужно думать о дублерше. И активнее продвигать талантливую молодежь, а то иные уж по пять сезонов числятся в перспективных. Так и до пенсии досидят, балетный век недолог, к сожалению.

Разочарованием стал для меня выход Е.Данькова-Белянского как в партии Короля мышей, так и в испанском танце. Казалось, что артист отбывает тяжкую повинность, обе партии были исполнены формально, без энтузиазма. Возможно, сказалась неожиданное изменение в составе, а возможно, именно эта инертность танцовщика и была его причиной. В партии второго плана тоже нужно вкладывать душу.

Отмечу также дебют в па-де-труа молодой балерины А.Гупаловой, для которой это была первая сольная партия на нашей сцене. Некоторые шероховатости исполнения вполне оправдываются неизбежным дебютным волнением. К сожалению, из-за разницы в росте балерин весь ансамбль не выглядел гармоничным.

В целом же день «Щелкунчика» в театре удался! Браво нашим очаровательным балеринам за подаренную сказку!

Сказки много не бывает: 1 комментарий

  1. Дневной спектакль смотреть не стала, видела как-то давно на новогодних детских каникулах, — не понравилось. Смотрела только вечерний.

    Снежинки как раз порадовали, было очень синхронно, а как можно убрать стук пуантов способов видно не изобрели, приходится с этим как-то мириться.
    А вот разочарованием было не только появление Е.Данькова-Белянского вместо Е Кучвара в роли Мышиного короля и испанском танце, но и внезапный выход самого Жени в соло в розовом вальсе. Видимо, это был какой-то форс-мажор. Такая вот «читка с листа» для актера оправдана только тогда, когда это экспромт. Постановщикам, конечно, виднее, но для выполнения поддержек вдвоем нужны актеры примерно одного роста, иначе из зала это выглядит как перекос, неуверенность, не говоря уже о том, что тот кто выше, тому тяжелее. Мне даже показалось, что Леночка опасалось за себя, любимую, на поддержках. В сравнении с тем, как внешне легко и просто, на контрасте делает их Леша Чорич, Женя выглядел не блестяще.

    С несоответствием состава в программках сталкиваюсь не в первый раз, попадала впросак, пыталась задавать вопросы, но ответы никакие. Даже на сайте театра накануне состав может отличаться от реального, к сожалению.

Обсуждение закрыто.