Праздник!? Дайте два!

Кажется, неожиданно удачный симбиоз «Золотых классических хитов» и «Праздника на пуантах, состоявшийся в прошлую субботу, не похвалил еще только самый ленивый. И похвалы эти вполне заслуженны.

            Отрадно прежде всего то, что администрация театра сделала все возможное, чтобы не разочаровывать зрителей, расстроенных отменой спектакля из-за объявленного в стране траура, оперативно приняв решение о его переносе на другой день. Что поделаешь, жизнь снова внесла свои коррективы в репертуарный план. Из-за стечения обстоятельств мы, к сожалению, смогли увидеть только сокращенный вариант сразу двух концертных программ в один вечер. Однако увиденное настолько впечатлило, что мне остается только присоединиться к многочисленным просьбам театралов о скорейшем повторении балетного концерта в том виде, как он изначально задумывался.

Скажу сразу, что в вокальной части программы мне не хватило именно оперы как основного жанра. Хиты – это замечательно, особенно в праздничном концерте. Только хиты бывают разные. Для определенной, и весьма обширной, увы, целевой аудитории хитом является, к примеру, «Владимирский централ». Но, надеюсь, до исполнения подобного репертуара у нас все же не дойдет. Тем более, что гвоздем программы в этот вечер оказались не популярные хиты, а куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» Ж.Оффенбаха, оперы, большинству нашей публики не знакомой, в блестящем исполнении молодой певицы Н. Деканенко, ставшей подлинным открытием нынешнего театрального сезона.

Зато «Праздник на пуантах» стал настоящей феерией танца. Одно лишь осознание того факта, что у нашей труппы уже, выражаясь балетным сленгом, «в ногах» чуть ли не половина «Раймонды», вызвало эйфорию в рядах балетоманов, не избалованных обилием классики в репертуаре. Мы уже мечтаем о грандиозной премьере. И пусть она получится скромной по оформлению, так как большую часть декораций и костюмов придется подбирать из других спектаклей. Все понимают, что нынче не до жиру, и финансовые возможности театра крайне ограничены. Зато труппа сделает огромный шаг вперед. У нас так давно не ставили больших классических спектаклей!  

А ведь помимо двух больших фрагментов «Раймонды» мы увидели множество ярких и сложных номеров, самым ожидаемым из которых для меня лично был Баланчин. Уж очень хотелось увидеть эту хореографию вживую, поэтому отдельное спасибо за сбывшуюся мечту. И еще очень приятно отметить потрясающую самоотдачу всех участников концерта.

Но я хочу написать не об артистах, которым и без того достались овации, цветы и восторженные отзывы благодарной публики, а о людях, которые всегда остаются за кадром. А ведь именно их самоотверженному и часто неблагодарному труду мы обязаны тем, что этот балетный праздник состоялся. Я имею в виду художественного руководителя балета Зинаиду Зинченко и педагогов-репетиторов. Не перечисляю их здесь поименно, чтобы никого нечаянно не обидеть. К сожалению, и программок не было, и объявить их со сцены никто не догадался. Очень, очень жаль, потому что проделанная огромная работа по подготовке номеров достойна того, чтобы их имена прозвучали рядом с именами авторов увиденных нами шедевров хореографии.

Мы часто сетуем, что у худрука нашего балета нет собственных постановок. Но при этом почему-то не замечаем, какое большое дело она делает для труппы и для нас, поклонников классического балета, бережно и чутко, с минимальным вмешательством в хореографическую ткань перенося на нашу сцену шедевры классического наследия. А это намного важнее для развития труппы, чем десяток авторских спектаклей-однодневок вроде нашей последней премьеры. Преобразившиеся «Спящая красавица» и «Щелкунчик», классический дивертисмент из 1-го акта «Дегаже», классические сцены «Корсара», раскрытые купюры в обновленном «Лебедином озере», в том числе и неимоверно красивый кордебалет в 4-м акте, и, наконец, нынешний яркий и эффектный «Праздник на пуантах» – все это заслуга именно З.Зинченко. Разумеется, при этом ей приходится считаться с возможностями труппы. Чтобы досконально повторить спектакль Мариинки, нужно иметь кордебалет и пару составов солистов аналогичного уровня, о чем нашему провинциальному театру приходится только мечтать. И тем не менее под руководством Зинченко наш балет уже дорос до «Раймонды»! А там, глядишь, и «Баядерка» перестанет быть для нас недосягаемой хореографической роскошью…