Мысли после «Риголетто» 28.10.2016

Так уж повелось, что на «Риголетто» в нашем театре я всегда хожу с опаской. Слишком много было разочарований. Однако участие во вчерашнем спектакле приглашенного баритона из Харькова Д.Маклюка и очередная премьера нашего нового дирижера Н.Яцкива снова заставили меня нарушить данное себе торжественное обещание, что больше я на этот спектакль в нашем театре ни ногой.

К тому же с самого начала сезона я с огромным интересом наблюдаю за работой нашего нового режиссера Ж.Чепелы в наших старых спектаклях. Отрадно видеть, как знакомые постановки (что греха таить, в последние сезоны были немалые проблемы и с режиссерским надзором, и с репетициями, и с чувством стиля, вкуса и меры при новых редакциях) оживают. Как невидимая рука режиссера стряивает многолетнюю пыль, оживляет мизансцены, добавляет нюансы, по-новому выстраивает визуальный ряд спектакля. Тонко, бережно, любовно. Сам Ю.Чайка со своими творениями куда меньше церемонился, безжалостно кромсая и перекраивая художественную ткань спектакля. Театралов уже бросало в дрожь от одного словосочетания «новая редакция»…  И именно «Риголетто» в этом смысле как-то особенно не везло, все самые нелепые и спорные новации и эксперименты выпадали именно на долю этого шедевра Верди.

Вчерашний же спектакль смотрелся на одном дыхании. Исчезли сомнительные новшества, в том числе и пресловутый голый персонаж из последнего акта.Из мизансцен убрали бестолковую суету и беготню, каждое сценическое мгновение теперь требует проживания и осмысления. И уже н не первый спектакль меня приятно поражает небывалая вовлеченность артистов в происходящее на сцене. Похоже, не только мне стало интереснее смотреть спектакли, но и им в них работать.

Для другого нашего новичка, дирижера Назара Яцкива «Риголетто» стал уже 4-м спектаклем в нашем театре. Несмотря на ничтожно малое количество репетиций, оркестр под руководством маэстро звучит ярко, эмоционально и вместе с тем очень чутко. Дирижерская палочка в его руках кажется волшебной, — настолько преобразился спектакль.

Ощущение, что солистов как подменили. Не просто стараются, — выкладываются по полной… И получается! Многострадальный «Риголетто» наконец зазвучал.

Этот вечер в театре словно вернул меня в старые добрые времена, заставив забыть обо всем и погрузиться в музыку, в происходящее на сцене, начисто утратив ощущение реальности. Вот ради этого я сюда и хожу.

Бесконечно жаль, что нашего гостя из Харькова подвело здоровье, Такое случается, артисты тоже живые люди. Но даже в таком простуженном состоянии Д.Маклюк стоил того, чтобы его послушать. Хотелось бы, чтобы это было не последнее его выступление на нашей сцене.

Долгожданное чудо свершилось. Вот это и называют «великая сила искусства», как бы банально это ни звучало.