Не все то золото, что блестит

концерт

Это — не программа концерта в районном доме культуры, где публика отродясь оперы не слыхивала. Этим в нашем академическом театре, в городе, претендующем на статус культурной столицы, сегодня развлекали студентов под выспренным и длинным названием «Золотая коллекция шлягеров. Арт-парад с участием солистов оперы и симфонического оркестра». В рамках специального, как указано в афише, для этих студентов предложения. Воспитывали, так сказать, зрителя на перспективу. Из кого ж его еще воспитывать, как не из студенческой молодежи! Но только во всем этом словоблудии есть одно-единственное лишнее слово. И лишним оно, увы, уже становится не только в афише этого злосчастного концерта, но и в названии самого театра. Речь об ОПЕРЕ. Той самой опере, которой не нашлось места в программе этого концерта, и, увы, находится все меньше места в репертуаре и даже в спектаклях театра.

Неужели же, по мнению устроителей этого концерта, во всем мировом оперном репертуаре не нашлось ни одной арии, ансамбля или увертюры, достойной слуха днепровских студентов!? Ведь сегодня молодежь ушла из театра с убеждением, что вся эта ваша опера — такой отстой, что ее не исполняют уже даже на сцене специально для нее предназначенного театра… И попробуйте потом их разубедить!

Да, конечно, концерт популяризировал не оперу, а родственный ей, но более легкий жанр оперетты. Но почему именно оперетту, которая в репертуаре театра  всего одна и от недостатка зрительского внимания, в отличие от оперы, никогда не страдала? И это при том, что администрация театра все время сетует, что публика на оперу не ходит. А что делается для того, чтобы ходила?! А ничего. Три-четыре (это в самом лучшем случае) оперы в месяц. Кое-как отрепетированных, с суфлером, с перевранным текстом партий… О качестве вокала порой речь вообще не идет.

Пару раз в год приглашаем столичных солистов. Вот сейчас ждем выступления О.Крамаревой в партии Турандот. Но и тут сюрприз, поскольку ее партнером в спектакле вместо ранее заявленного Алексея Сребницкого уже значится неувядающий Эдуард Сребницкий. Ну, не сложилось. Сейчас быстренько поменяем имя на афише. Фото менять не будем: отец и сын Сребницкие внешне похожи, а публика — дура, ничего и не заметит. Страшно удивлюсь, если нас удостоят хоть каких-то объяснений по поводу замены солиста. И как после этого верить театральной рекламе? Год назад, когда мне не повезло вместо заявленной Монастырской попасть в Киевской опере на Ченскую в «Макбете», зрителям возвращали деньги за билеты. И о замене солистки заранее объявили. Это так, пример из тоже не идеального, но куда более лояльного к своему зрителю театра.

Нет, мы еще способны воздвигнуть грандиозную потемкинскую деревню по какому-нибудь протокольному поводу вроде недавнего вечера памяти покойного главного режиссера. И то не своими силами, а с большой подмогой приглашенных солистов. Свои-то постепенно деградируют от прыгания с микрофонами в сказках, доморощенных мюзиклах и концертах, подобных сегодняшнему. Ни приличного репертуара, ни полноценных репетиций. И о своей высокой миссии пропагандировать оперу, нести людям высокое классическое искусство вспоминают, только когда урезают зарплаты. А до этого большинство из них совершенно не смущают ни микрофоны, ни постановки-одноневки сомнительной художественной ценности, ни эстрада на академической оперной сцене…

И мне, человеку, который любит этот театр, не смотря ни на что, страшно даже подумать, каким будет печальный финал этой истории. А ведь рано или поздно если не областные, то столичные власти задумаются, зачем тратить бюджетные деньги на содержание учреждения культуры, которое упорно не выполняет свое прямое предназначение. Где вместо пропаганды классического наследия какие-то бесконечные творческие эксперименты, откуда пачками увольняются артисты, которое на гастроли зовут уже только в Мелитополь и Верхнеднепровск… Которое в городе уже больше  известно ярмарками, где прямо в фойе торгуют трусами и прочим тряпьем, чем своими премьерами…. И тогда никакие потемкинские деревни не спасут.

Но виноваты будут, как всегда, зрители. Те самые, которые поднимают все эти больные вопросы. Которые позволяют себе публично возмутиться тем, что за свои деньги увидели только две из полагающихся шести сольных вариаций в балете, что весь состав солистов в опере оставил серьезные сомнения в своей собственной профпригодности и в наличии слуха у того, кто их на эту сцену выпустил, что оформление очередной премьеры заставило усомниться в наличии у художника и постановщика не только вкуса, но и элементарного здравого смысла… Не ценят, что имеют, одним словом…