Рождение Жизели

Ввод в спектакль. Первое исполнение партии.Дело в театре вроде бы вполне обыденное. Ну, по крайней мере, частое. Но только не в случае с балетом А.Адана «Жизель» на нашей сцене.

Последней премьерой в партии Жизели на нашей сцене был ввод в этот спектакль Елены Печенюк. Тогда еще совсем юной начинающей балерины.И было это больше 10 лет назад. С тех пор кроме Елены, которая, несомненно, в этой партии очень хороша, мы видели в этом спектакле только опытную Олесю Ларчикову и приглашенных солисток НОУ Анну Дорош и Наталию Лазебникову. Никому из наших молодых балерин Жизель не покорилась. Не знаю, чего не хватило: таланта исполнительниц или желания руководства труппы.

И вот 19 ноября наконец свершилось: свою первую Жизель в вечернем спектакле на Днепровской сцене станцевала Светлана Лисняк. Опытная солистка с солидным багажом главных партий. Жизель ей уже доводилось танцевать на других сценах. Был даже когда-то один-единственный дневной спектакль в Днепре, на который мне не удалось попасть. Поэтому для меня это была премьера.

Премьерным был этот спектакль и для исполнителя партии Альберта Евгения Кучвара. Знаю, что партия эта для него и желанная, и долгожданная. Ждали его  Альберта и поклонники.

Итак, нам довелось наконец стать свидетелями рождения новой «Жизели». Особенный спектакль, требующий от исполнителей партий героев любовного треугольника не только высокого технического мастерства, но и незаурядного драматического таланта. В начале истории Жизель предстает перед нами наивной и счастливой влюбленной девочкой. Затем этому нежному и светлому созданию предстоит пережить (точнее — не пережить) предательство возлюбленного. Сойти с ума и навсегда уйти в мир грез, чтобы затем воскреснуть во 2-м акте бестелесным светлым духом, утратившим все земное, кроме вечной способности любить и прощать. Но если с Жизелью все более-менее понятно, то Альберты все разные. От наивного юноши, увидевшего в молоденькой крестьяночке недостижимый идеал чистоты и непорочности, до скучающего, легкомысленного и даже циничного аристократа, не задумывающегося о последствиях своих поступков. Общее одно: при виде обезумевшей Жизели и тот, и другой испытывают испытывают подлинное перерождение и искреннее раскаяние, которое и приводит их к ее могиле на краю ночного леса. И если 1-й акт спектакля в основном пантомимный, то во 2-м приходится танцевать, и еще как. И всегда есть риск перегореть еще в первом акте, отдав слишком много сил и эмоций в драматической игре, и не вытянуть сложнейший 2-й акт.

Но вернемся к нашим премьерам. Работать в дуэте с Е. Кучваром Светлане Лисняк не в новинку. Впервые они встретились еще в балете «Княгиня Ольга», почему-то незаслуженно забытом в последние сезоны. Затем был еще «Корсар» (Медора и Али). Потом Светлана покинула нашу труппу. После ее возвращения в прошлом сезоне танцовщики снова встретились в «Корсаре», но уже в партиях Медоры и Конрада и, насколько я знаю, работали в выездных спектаклях — «Спящей красавице» и «Лебедином озере». В нынешнем же сезоне, кроме «Жизели», мы уже увидели этот дуэт в «1000 и 1 ночи» (Нурида и Шахрияр),  «Ромео и Джульетте» и в «Пахите». Но «Жизель», повторюсь, — случай особый.

Балет этот я очень люблю и могу смотреть бесконечно.Сравнивать разные исполнения,  находить новые нюансы, открывать новые возможности прочтения образов. Поэтому появление нового дуэта в нем для меня событие значимое и очень долгожданное. Я с огромным интересом слежу за творческим ростом Евгения Кучвара. И очень люблю Светлану Лисняк, особенно в партии Авроры. Она ведь из того самого первого поколения балерин — выпускниц нашей хореографической школы, с которым у меня связано столько ярких воспоминаний! И ни у кого в нашей труппе нет такого роскошного арабеска!

Скажу сразу: спектакль получился. Отдельные его моменты были настолько проникновенны, что вышибали слезу даже из такого противного зрителя, как я. Артисты выложились так, что после спектакля едва держались на ногах.

Думаю, что Е.Кучвару еще только предстоит найти своего  Альберта. Это не упрек, начало получилось очень многообещающим. Просто это — дело не одного-двух спектаклей. К тому же даже удачно найденный образ со временем может измениться, поскольку меняется сам артист: взрослеет, мудреет, по-другому воспринимает своего персонажа. На премьере в 1-м акте он у него получился холодноватым и высокомерным аристократом, оттаивавшим только в общении с Жизелью. Когда обман раскрылся, Альберт словно бы не совсем понимал, как ему себя вести. Но после антракта Альберт Кучвара предстал в ореоле искреннего скорбного раскаяния и неутолимой печали, как и подобает главному герою этого романтического балета. Высокий рост и траурный черный костюм придавали его персонажу еще больше аристократической утонченности. Хотя заметная разница в росте между партнерами порой создавала им дополнительные сложности в дуэте. Дебют получился удачным. Остается надеяться, что мы еще увидим Е.Кучвара в этой партии и что это не окажется первая и последняя «Жизель» в нынешнем сезоне.

Жизель Светланы Лисняк в 1-м акте смотрелась хрупкой и чуточку кукольной, особенно на фоне темпераментного и жизнерадостного вставного па-де-де в замечательном исполнении С.Хонго и К.Мороза (еще одна премьера!). Зато сцена безумия получилась пронизывающе драматичной. Широко распахнутые глаза Жизели смотрели куда-то сквозь переполненный зрительный зал в еще неведомое, но уже предчувствуемое ею и музыкой балета мистическое будущее.

Кстати, о музыке. Звуки, доносившиеся из оркестровой ямы, порой больше напоминали разноголосый ор стаи голодных кошек. И очень сильно испортили общее впечатление от спектакля. Не пора ли привести в порядок музыкальное сопровождение некоторых балетов?

Во 2-м акте Жизель С.Лисняк явилась совершенно преображенной. Чистые строгие линии ее танца еще больше подчеркивали новую сущность этой воскресшей Жизели. Зрелище было завораживающе красивым. Именно для того, чтобы погрузить зрителя в магию танца, волею авторов этого балетного шедевра и был вызван из своих могил этот белый хоровод виллис. И нет красивее зрелища, чем кордебалет, скользящий через всю сцену в глиссе. Даже если в нем, увы, не всем удается удерживать ногу на должной высоте в арабеске. Мне всегда казалось, что Жизель — это партия для Светланы. И мои ожидания вполне оправдались.

Итак, с рождением новой Жизели нас всех! Хочется поблагодарить тех, кто сотворил для нас, зрителей, это маленькое чудо. Самих артистов, их педагогов, концертмейстеров, гримеров и прочих… И пожелать новорожденному дуэту долгой и успешной сценической жизни в этом спектакле. А нам, зрителям, — почаще его видеть. Это красиво. Это трогательно. Это — «Жизель».

Рождение Жизели: 1 комментарий

  1. Спасибо за Ваш отзыв.Тоже ждала этой премьеры и не была разочарована.А на счет оркестра,действительно режет слух,мне все кажется,что я где то не в том месте сижу и там плохая акустика.В феврале имеем возможность еще раз посмотреть Жизель.

Обсуждение закрыто.