Финальный аккорд 44-го сезона

Итак, сегодня наш оперный завершает свой 44-й театральный сезон. Нас ожидает премьера — новое прочтение оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» под многообещающим названием «Онегин. Life». Но о новом спектакле имеет смысл говорить после просмотра. И интуиция бывалого театрала подсказывает мне, что разговор этот будет невеселым. Пока же хочется сказать несколько слов о двух последних спектаклях текущего репертуара, завершивших нынешний сезон, — опере Р.Леонкавалло «Паяцы» и балете Л.Минкуса «Дон Кихот».

Отрадно уже то, что спектакль, отмена которого в конце апреля стала большим разочарованием для многих поклонников оперы, мы все-таки услышали под занавес сезона. Состав исполнителей был сплавом опыта и молодости. Партию Канио исполнил патриарх нашей сцены народный артист Украины Эдуард Сребницкий. Образ, как всегда, получился убедительным и экспрессивным. А вот Тонио в исполнении еще одного опытного солиста — Владимира Гудзя, как по мне, как раз не хватало яркости звучания.

Партию Недды во второй раз в своей сценической карьере исполнила молодая солистка театра Татьяна Улькина. Татьяну можно смело назвать открытием нынешнего сезона. Заявив о себе в партиях Джанетты, Графини, Материнской любви, Мерседес, молодая певица  покорила такие солидные вершины как Ярославна и Норма. И вот под занавес сезона снова выступила в «Паяцах», которые были ее дипломным спектаклем.Мне лично очень интересно наблюдать за ее творческим ростом. Могу отметить, что по сравнению с дебютным спектаклем ее героиня стала мягче, естественнее и искреннее. Чувствуется, что солистка обрела уверенность. Перед нами уже собственное видение образа, а не кропотливая работа педагогов.

Премьера в партии Сильвио стала для Андрея Ломаковича завершением дебютного сезона в нашем театре. В активе солиста за сезон выступления в партиях Пролога («Паяцы»), Онегина, Жоржа Жермона, Моралеса («Кармен»). Как и большинству новичков труппы, ему недостает сценической практики и опыта. И, конечно, требуется гораздо больше репетиционного времени, чем более опытным коллегам. А нашему режиссерскому корпусу стоило бы помнить, что далеко не всем оперным певцам повезло по совместительству родиться еще и великими актерами, и уделять больше времени индивидуальной работе над образами, чтобы артистам не приходилось ощущать себя брошенными в воду слепыми котятами, входя в спектакль после единственной репетиции. Так было и партией Сильвио в «Паяцах». Спектакль идет второй раз за сезон, репетиция всего одна. И тем не менее дебютант спектакля, на мой взгляд, вполне достойно справился с задачей. Отдельное спасибо исполнителям за проявленное чувство меры в дуэте Недды и Сильвио, где герою очень легко сбиться на демонстрацию собственного темперамента и раскрепощенности, начав хватать партнершу за разные пикантные места. К счастью, в этот раз обошлось без излишней откровенности.

Дебютным был этот спектакль и для дирижера Назара Яцкива. За два сезона работы в театре маэстро зарекомендовал себя чутким, тонким и одновременно очень требовательным музыкантом, умеющим  выжать максимум возможного из имеющихся в его распоряжении, часто не самых лучших, составов исполнителей. По моему ощущению, солистам комфортно работать в его спектаклях. А мне неизменно интересно эти спектакли слушать. Не стали исключением и «Паяцы». И тем печальнее сознавать, что это был последний спектакль Н.Яцкива в нашем театре. Тонкие мастера, ставящие во главу угла не личные амбиции и самовыражение, а музыку, верность авторскому замыслу, уровень и культуру исполнения, здесь не нужны. Их не ценят по достоинству, не слышат и не берегут. Очень и очень жаль.

Слабым звеном спектакля стал Беппо в исполнении артиста хора И.Лахтина. Увы, единственный  исполнитель этой партии из числа штатных солистов театра Т.Парулава и без того перегружен, пришлось снова затыкать дыру в составе за счет хора. Это не могло не сказаться на качестве исполнения. Но администрация театра предпочитает пребывать в уверенности, что наши хористы запросто могут заменить чуть ли не любого солиста… Страдают от этой ничем не обоснованной уверенности, как всегда, уровень спектаклей и уши публики.

В целом же спектакль получился очень цельным, ярким и убедительным и стал достойным завершением не слишком, к сожалению, богатого оперного сезона в нашем театре.

Балетный сезон завершился «Дон Кихотом», который, как и «Паяцы», публика увидела лишь второй раз за сезон. Показывают нам этот яркий, задорный и жизнеутверждающий спектакль до обидного редко. Гораздо чаще его видят зрители многочисленных выездных спектаклей.

Скажу сразу, что балет порадовал прежде всего настроением и самоотдачей. То ли  исполнители так же, как и зрители, соскучились по спектаклю, то ли придало сил и азарта завершение сезона. А может, хотелось показать себя во всем блеске перед гостями. В зале присутствовала Наталья Кущ, которая, хоть и покинула нашу труппу совсем юной, успела запомниться балетоманам, как очень одаренная, техничная и харизматичная артистка. Настоящий успех пришел к ней на сценах Европы и далекой Австралии. В нынешнем сезоне Наталья выступала как приглашенная солистка  в Одессе. В Днепре же выпускница нашей балетной школы просто гостья. Увы, о бывших наших артистах руководство труппы вспоминает только тогда, когда надо срочно спасти спектакль или заткнуть дыру в составе. Так было в нынешнем сезоне с «Лебединым озером» и «Шопенианой», которые, к невероятному восторгу своих поклонников, спасла блистательная Ольга Доронина. И с недавней «Пахитой», одну из вариаций в которой неожиданно станцевала Анна Зимовченко, — еще одна балерина, несколько лет назад покинувшая труппу после своего дебютного сезона. Стоит ли говорить, как интересно балетоманам снова увидеть этих артистов!? Почему у нас никогда не приглашают тех, кто сделал здесь свои первые шаги в мир большого балета, снова выступить на родной сцене? Последний раз такое случилось 5 лет назад на юбилее балетной школы.

Елена Печенюк еще раз доказала, что Китри по праву считается одной из ее коронных партий, в которой с ней уже много лет никто не может соперничать. Очень порадовал Базиль Евгения Кучвара. Артист вышел в этой партии в вечернем спектакле на нашей сцене всего лишь в третий раз в своей сценической карьере. И на этот раз продемонстрировал уже по-настоящему премьерский уровень исполнения сложнейшей партии. На такой мужской танец хочется смотреть снова и снова. Наконец-то у нас есть Базиль под стать нашей Китри! Хочется также отметить выступление Алины Веретиной в партии Амура. Очередное возвращение на сцену этой харизматичной и талантливой балерины получилось очень ярким.

И все бы хорошо, если бы не оркестр. Совершенно разболтанный, непредсказуемый и разноголосый… То, что неслось из оркестровой ямы, сложно описать. А ведь это всего лишь непритязательный Минкус! Которого достаточно просто сыграть более-менее слаженно и с соблюдением указанных в партитуре темпов…  Увы! Даже это оркестру под управлением А.Кулишова оказалось в этот  (и если бы только в этот!) вечер не по зубам. Темпы и вступления оказывались для исполнителей полнейшей неожиданностью. А попытки танцевать в эту «музыку» заканчивались разбродом, ошибками и даже падениями. В первом акте совершенно загнали дуэт подружек, в классической картине темп вариации повелительницы дриад оказался убийственно медленным даже для опытнейшей Р.Бураевой. Можно перечислять долго. И сочувствовать артистам, которым приходится так работать. На выездах этот спектакль идет под фонограмму, которая, по крайней мере, хотя бы предсказуема, в отличие от нашего оркестра. Ни одна балерина, даже самая великая,  не может до бесконечности стоять в арабеске, ожидая, пока проснется дирижер! Балет — искусство, подвластное еще и законам физики и физиологии!

Как много все-таки зависит от дирижера! Когда спектакли Кулишова следуют сразу за спектаклями Яцкива, не могу отделаться от ощущения, что за ночь в театре полностью сменился состав оркестра. Причем собирали музыкантов в подземных переходах и на площадях города. Потому что иначе никак не объяснить, как оркестр академического театра может вдруг ТАК звучать…

Еще очень обидно, что спектакль безжалостно урезали до 2 актов. Многие яркие танцевальные и пантомимные эпизоды теперь утрачены.

Да, я на редкость противный зритель, которому сложно угодить. Но если даже мне, несмотря на все проблемы, нюансы и досадные мелочи, завершение нынешнего сезона доставило удовольствие, значит, сезон прошел не зря. Хочется надеяться, что следующий станет еще ярче! А пока — спасибо всем причастным к созданию чуда, за которым я упорно вот уже 3-й десяток лет стремлюсь в этот театр, за пережитые неповторимые эмоции. Тем и ценен театр, что здесь ничто и никогда не повторяется дважды, что нужно успеть поймать тот единственный, уникальный момент…

Финальный аккорд 44-го сезона: 7 комментариев

  1. Время рассудит на счет честности и авторитета….

  2. Дирижер может ответить — на сцене в дальнейших спектаклях.Наконец проявить свой авторитет в работе с оркестрантами! Если он конечно у него есть….
    Именно так честнее всего,чем удаленные комментарии в соцсети на свою работу ( «Шопенаина»/»Пахита»)…
    Так что насчет не может ответить -вопрос спорный. Всегда найдутся те же некровные родственники связанные с балетом!))

  3. Согласна с тем, что оркестр не главный фактор в танце балета. Конечно, можно списать ошибки на кого-то, кто не сможет ответить. Удивительно, что все списывают на одного. Зачем?

  4. Конечно, а где ещё голоса брать, если хорошие сильные вокалисты к нам в театр по ряду причин не идут работать. А если и приходят, то ненадолго. Одна Сандак и осталась. Такой уж у нас уровень театра. Ситуацию мог бы изменить Яцкив, если бы ему дали такую возможность, но «не уберегли».

  5. не передергивайте. Никто не говорит, что преступление. Но у нас последнее время слишком увлеклись поиском солистов в хоре. Там уже петь некому. И где они, наши выходцы из хора? Коробейник, Позывайло, Воеводин??? Двигаем-двигаем, а петь все равно некому…

  6. Из хора вышло много прекрасных солистов, в том числе и в нашем театре. Это нормальная практика, все все с чего-то начинается. Если, как вы пишите, уже третий десяток постоянный зритель нашего и других театров, то должны это знать. Давайте не будем обобщать и ровнять всех под одну гребенку. По Вашему мнению, если на сольную партию поставили, кого-то из хора, то это уже заведомо преступление. Иногда в солистах поют такие голоса, что и на хор не тянут, у нас таких тоже хватает, не говоря уже о сольных партиях. Другое дело, что не всех надо в сольных партиях выпускать, это да. Но это и солистов касается.

  7. Два месяца перед этим посмотрела Дон Кихота в постановке Одесского театра.Как говорится две большие разницы.Не думаю,что наши артисты спотыкаются,падают только лишь из за безобразной игры оркестра.В том,что балерину на фуэтэ крутит по всему залу ,оркестр к сожалению не виноват.Но вобщем понравилось,особенно Александр Габелко и Екатерина Шмигельская.

Обсуждение закрыто.