Чуда не произошло (открытие 45-го сезона)

Снова буду портить. Артистам настроение, себе — карму. Хотя не скрою, что перспектива открыть новый сезон «Нормой» меня скорее радовала, чем огорчала. Ведь ранее предполагалось, что первым спектаклем юбилейного сезона станет несуразный новодел по мотивам оперы П.Чайковского «Евгений Онегин». Это заставило бы меня второй год подряд пропустить открытие сезона. То есть лишить себя праздника, главного события года в жизни заядлого театрала. Это было бы обидно. Но все равно лучше, чем «Онегин. Life». Но об Онегине в другой раз, если, в чем я сильно сомневаюсь, второй поход на нашу последнюю премьеру со мной когда-нибудь приключится.

Поговорим о втором спектакле премьеры предпоследней. За те 27 сезонов, что я хожу в этот театр, не припомню, чтобы открытие театрального сезона оставляло такое странное чувство. Ощущение катастрофического несоответствия между статусом академического театра, шедевром бельканто и той убогой самодеятельностью, которую в очередной раз предъявили публике. Меня не покидает впечатление, что большинство участников этого действа выгоняли на сцену чуть ли не плетьми. Что хор понуро и обреченно исполняет указания режиссера. Велено сновать туда-сюда — снуют унылой вереницей или толпой. Так же уныло и безразлично вскидывают руки в молитвенном жесте или мечи в воинственном. Оба движения одинаково равнодушно-вялые. Без энергетики, без эмоции. В старой постановке «Нормы» от хора «Guerra…» у меня были мурашки по коже, а в нынешней — ничего похожего. Пластическое решение лично у меня вызывает стойкую ассоциацию с гладиаторами из «Спартака» Григоровича. Но, конечно, с поправкой на совершенно иные возможности исполнителей и полное отсутствие мощного энергетического посыла. Это привлекло мое внимание еще на июньской премьере, а при повторном просмотре бросилось в глаза еще сильнее. Что очень странно: ведь должны были быть на подъеме, соскучиться по сцене. Остается только гадать, что же это. Режиссерская установка? Или наоборот, неумение эту самую установку донести до исполнителей? Или молчаливый протест против режиссуры: все покорно делаем, но душу не вкладываем? Но выглядит все это весьма уныло и натужно. А хлипкий шатающийся и скрипящий станок еще более это впечатление усиливает. Кажется, что артисты опасаются, как бы это ненадежное сооружение не обрушилось под ними. Одна из боковых лестниц так немилосердно скрипела под весом жриц, что почти заглушала нежнейшее пиано в «Сasta diva»…

Солисты, к сожалению, тоже не порадовали. Хотя потратили немало сил, воплощая на сцене примитивные мелодраматичные мизансцены, в которых, к сожалению, больше суеты и дешевой эффектности, чем психологической достоверности. Может, любителей сериалов эти банальные страсти-мордасти и цепляют, а мне лично было скучно. И банальная визуальная картинка никак не компенсировалась звучанием спектакля.

Адальжиза З.Каиповой снова вышла нестерпимо приторной и аффектированной. Но это актерство никак не компенсировало неудачное решение образа.  Порой казалось, что героиня вот-вот вместо предусмотренного либретто текста выдаст банальное:»Позолоти ручку, милок…» Да и голос ее, к сожалению, с годами утратил яркость и свежесть. В общем, молодая невинная жрица в этом образе никак не просматривалась.

Уже с начала спектакля меня не покидало ощущение, что у Т.Улькиной уставший голос. Не слишком ли дорого обойдется молодой певице в будущем этот творческий подвиг? Такие примеры у нас в театре уже бывали. Дай Бог, чтобы мои опасения не оправдались. Но зато ее Норма обзавелась новым гардеробом и больше не ходит весь спектакль в белом шифоновом наряде эльфийской принцессы. Второе платье, как по мне, лучше вписывается в контекст. Если б еще не этот воздушный шифон, который почему-то выбрали для новых костюмов. Все же в те времена ткани были другие.

Но окончательно мне испортили вечер теноры. Если у новоиспеченного нашего солиста просто не оперный голос, то его более опытный коллега опять был больше озабочен подглядыванием в свои шпаргалки, чем созданием образа. Текст наш ведущий мастер сцены выучить так и не удосужился. Проходил весь спектакль с бумажками, прицепленными  на нарукавник, еще более усиливая впечатление, что я не в профессиональном театре, а на вечере самодеятельности в райцентре. Впрочем, даже там такого себе не позволяют. Оставим в стороне качество этого пения. Тут безысходность: артисту эта партия явно не по зубам,  но больше ее петь некому. Нет у нас тенора. Но чтобы выучить слова вокальные данные не нужны. Это бесконечное подглядывание в шпаргалки разрушает образ, мешает взаимодействию с партнерами. Артисту некогда, ему надо успеть подсмотреть, что ж там дальше петь-то.   Увы, в драматичном дуэте с Нормой Поллион даже со связанными руками больше заботится о своей прическе и своей шпаргалке, чем об образе. Неприятно это наблюдать.

Ну и, наконец, субтитры. Которые то пропадали вовсе, то застревали на одном месте, то показывали фразу, которую не пели. Хотя в этот раз совладать с ними пытались уже 2 человека. И снова без особого успеха. Такой свистопляски на табло мне не приходилось видеть больше ни в одном театре Украины. Не постигаю, почему у нас никак не могут овладеть этой технологией…

Одним словом, чуда не случилось. Постановка осталась банальной. Исполнение — посредственным. Впечатление — унылым.

Чуда не произошло (открытие 45-го сезона): 11 комментариев

  1. Поэтому ещё педагог должен привить студенту понимание того, что голос один и нужно с ним обращаться бережно. И если певец не стремится заботиться о своём голосе, то почему другие должны? В любом случае я думаю, что Таня понимала всю сложность этой партии. И взяла её осознанно.

  2. Поводы искать незачем. Спектакли театра — просто рог изобилия последнее
    время. То режиссура, то субтитры, то шпаргалки и суфлер, то «профессионалы» своего дела…
    Вариант не ходить не предлагать))) Можно что -то новое?

  3. Вы вольны думать ,что хотите.Если вы в поисках нового предмета для нападок-милости просим.

  4. Первой скрипке — Ух ты,стиль изложения то как поменялся))), а Ник остался прежним. Да и как не называй себя и не «заникивай» ,суть остается прежней…Или вам напомнить или процитировать, сколько раз здесь «, не ввязываясь в склоки», вы пытались очернить и дискредитировать дирижера, ушедшего из нашего театра в конце прошлого сезона!?
    Да, каждый знает свои возможности и у каждого в жизни ( И ТВОРЧЕСКОЙ) есть выбор!
    Цитата :
    «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.Ведь как просто.
    «Война и мир» Л.Толстой

  5. Да ,эта проблема актуальна везде. Увы, дельцы от оперы не думают о перспективе молодого певца, о его творческом долголетии. Требуются свежие голоса и свежие лица здесь и сейчас. Из них выжимают максимум, не задумываясь, что будет дальше.А молодые певцы тоже, увы, хотят здесь и сейчас. И хватаются за все.
    Есть интервью Дж.Сазерленд, где она об этом говорит.
    http://www.belcanto.ru/10111901.html

  6. Никогда не ввязывалась в ваши склоки,но когда принимаются полоскать имя моего мужа и мое(причем совершенно безосновательно)промолчать не могу.С чего вы взяли,что кто-то боится конкуренции-каждый знает свое место и может адекватно оценить свои возможности.И то,что делается в наших условиях(не лучших для творчества) каждый раз сродни подвигу .Так что вместо поисков недостатков,лучше поддержать энтузиазм служителей театра-ведь не может быть всегда все так плохо

  7. Наличие музыкального образования у первой скрипки дает право выражаться в подобном духе? Я была лучшего мнения о музыкантах , людях искусства…
    Чисто так по -женски беситься жене дирижера Ю.Ф.?Несолидно…Тем более единственным конкурентом, увы ,меньше!

  8. Неуважаемая «писюка» Ворчун!Может вам нужно прекратить ходить в театр ,что-бы не расстраиваться и не поливать грязью людей.Сперва советую получить образование музыкального критика,а потом давать профессиональные указания.

  9. Так, ну всё! Я вас уверяю, что голос можно угробить где угодно. И в Европе это происходит даже чаще чем у нас. Каждый вокалист сам отвечает за свой голос. И если Таня взялась за эту партию значит она её считала подходящей для себя. Даже если на спектакле она звучала не так ярко как всегда, то этому может быть много причин. Самая элементарная, она может быть просто нездорова.

  10. У нас, как нигде, умеют гробить голоса. Нагрузками, неподходящим репертуаром, общим отношением к артистам… Жаль, если молодая певица пополнит печальный список жертв этого непрофессионального подхода.

    В итоге имеем еще один спектакль, в котором некому петь. Ни Нормы, ни Поллиона… Премьера для галочки есть, а оперы — нет…

  11. Да, отношение режиссера к хору мы видим на сцене! И аналогичное отношение хора к режиссеру!Грубость и хамство режиссера,привело к тому,что коллектив просто выполняет команды ее величества.Что касается партии Нормы,то эта партия не по голосу солистке,с каждым действием садился голос,так как поет не на опоре,а на связках!Верхних крайних нот вообще не было,она быстро с них убегала.Поет одна голова! И никакая последующая партия,не изменит,того,что нет полноценного пения!Мы уже послушали Ярославну,больше не хотим!Партии крепкого сопрано не для лирики!

Обсуждение закрыто.