Долгожданное возвращение («Жизель» 3.11.2018)

Вот оно… То самое почти забытое ощущение чуда. Когда смотришь спектакль, затаив дыхание, когда невозможно не принести цветы, а после спектакля не бежать за кулисы, чтобы поблагодарить артистов, хотя в состоянии эйфории нужные слова куда-то деваются из памяти… Когда хочешь только, чтобы вечер этот подольше не заканчивался.

Но все хорошее быстро проходит. Вот и сегодняшняя «Жизель» уже стала театральной историей. Чудесной историей счастливого возвращения на родную сцену сразу двух выпускников нашей балетной школы — Натальи Кущ и Александра Омельченко. Как же долго мы этого ждали! Как хотелось увидеть, какими стали наши юные звездочки, за которыми мы когда-то с такой надеждой следили… И как хочется верить, что это не последнее такое счастливое возвращение!

За мою достаточно долгую театральную жизнь мне очень везло именно на Жизелей. Первой, и на долгие годы самой любимой, стала Елена Беленко. Затем случилась чудесная встреча с Жизелью Натальи Лазебниковой на сцене НОУ. С большим теплом и благодарностью я вспоминаю и других своих своих Жизелей — Е.Дубровину, А.Дорош, О.Загуменникову, И.Сурневу, Л.Мкртумян, Е.Печенюк, О.Ларчикову, Е.Филипьеву, С.Лисняк.

И вот новая встреча с одним из самых любимых балетных образов. Жизель Натальи Кущ подкупает прежде всего удивительной жизнерадостностью и искренностью. От нее исходит безыскусное сияние счастья и радости, которое словно согревает всю сцену. Ею хочется любоваться. Ее хочется защитить от того неизбежного, предчувствие которого уже живет в музыке, когда Жизель на сцене еще так счастлива и беззаботна. Просто прогнать этих двух безумцев, которые из соперничества, из ревности, из жажды обладания сломают сейчас этот прелестный цветок. Но ей надо пройти через боль разочарования, безумие и смерть, чтобы стать той Жизелью, за которой вот уже второе столетие, затаив дыхание, следят театральные залы. И все случается, как должно случиться. И можно только догадываться, сколько труда скрывается за этой естественностью и искренностью образа, за этой непринужденной легкостью и грациозностью танца. И сожалеть, что спектакль так скоро закончился, потому что на это можно смотреть бесконечно.

Во втором акте радостная беззаботность Жизели сменяется пронзительной обреченностью. Линии танца обретают почти неуловимую утонченность, словно тающую в в лунном свете, трогательную и беззащитную.  Перед нами тень, движимая лишь воспоминанием о любви и желанием спасти возлюбленного от гибели, даже если это лишит ее шанса на вечность среди  безжалостных виллис.  Мне никогда еще не приходилось видеть Жизели, настолько чужой призрачному миру, в котором ей суждено восстать из могилы. Обман убил в ней жизнь, но не погасил света. Радость жизни, которой Жизель переполнена в начале спектакля, превратилась в жертвенность и умение прощать и отпускать.

Альберт Александра Омельченко в 1 акте словно купается в лучах радости, исходящих от Жизели. После холодной чопорности Батильды его неудержимо влечет живая, светлая и непосредственная натура этой простой селянки. И он наслаждается каждой минутой с ней, не особенно задумываясь о будущем. Поэтому трагический финал для него как гром среди ясного неба. Он искренне увлекся, заигрался, забыл о разделяющей их пропасти, о своих обязательствах перед другой. И, кажется,  даже не предполагал, что Жизель испытывает к нему такое глубокое чувство.

Легкий, техничный, выразительный, романтичный, обладающий изысканной чистотой линий, надежный партнер, — это все об А.Омельченко во втором акте спектакля. Помимо красивых прыжков, виртуозных вращений и поддержек, Александр продемонстрировал восхищенным балетоманам еще и два десятка антраша вместо традиционных диагоналей бризе, которые мы привыкли видеть. До него на нашей сцене их на моей памяти исполнял лишь солист НОУ Ян Ваня.

Возможно, дуэту главных героев где-то и недоставало станцованности. На то были объективные причины. Буквально накануне нашего спектакля Александр танцевал Альберта во Львове, и у артистов оказалось не так много времени для репетиций. Но талант, мастерство, сценический опыт, тонкий вкус и, самое, пожалуй, главное, — желание подарить зрителям праздник, — сделали свое дело. Спектакль получился.

Я намеренно умолчу о кордебалете, хотя именно в этом спектакле ему отведена огромная роль. Дело в том, что чуть ли не половина труппы находится на гастролях в США. А у нас и без гастролей собрать состав на классику — вечная проблема, а уж сейчас — и вовсе  задача практически невыполнимая. Однако, надо отдать должное руководству балетной труппы, таки собрали. Кажется, на сцену выпустили всех, кто хоть немного способен стоять на пальцах… .И каким-то непостижимым образом сумели добиться сносного, по меркам  нашего театра, соблюдения линий и синхронности. В партии Ганса пришлось тряхнуть стариной ветерану труппы Юрию Войникову, который приятно удивил своей очень неплохой формой. Есть еще порох в пороховницах, есть чему поучиться молодым.И только на вставное па-де-де из первого акта не смогли найти солиста, пришлось этот номер купировать.

Но если для руководства труппы масштабный исход ведущих артистов на гастроли — грандиозная проблема, то для тех, кто по разным причинам остался дома, это — долгожданный и, может статься, судьбоносный шанс проявить себя. Что греха таить, порой создается впечатление, что некоторые балетные партии отдельные исполнители застолбили за собой до пенсии… По крайней мере, уже не первый сезон из спектакля в спектакль мы видим в них одних и тех же артисток. И вот сразу три премьеры —  Мирта в исполнении Е.Шмигельской и «двойка» виллис в исполнении В.Колесник и совсем юной Д.Берковой. Для одаренной воспитанницы нашей балетной школы это, если я не ошибаюсь, первая сольная партия. В добрый час! Вариация была исполнена вполне уверенно, что дает основания надеяться на успешное продолжение.

Наша новая Мирта Е.Шмигельская — опытная балерина, но и задача ей на этот раз досталась сложнейшая. Чувствовалось и старание, и желание, но этот образ из тех, что не создаются за один спектакль. Пока это скорее набросок, эскиз. Чтобы образ приобрел цельность, масштаб и колорит,  а исполнительница — уверенность, нужны еще спектакли. Надеюсь, они у балерины будут. Хотя сознаюсь честно: в этом случае мне сложно сохранить беспристрастность. Слишком люблю образ, созданный на нашей сцене моей любимой О.Дорониной, слишком дорожу воспоминанием об этой Мирте, словно скользившей по сцене холодным лунным лучом… У каждого есть свои слабости и свои идеальные исполнители… Боюсь, я еще долго не смогу по достоинству оценить любую другую Мирту и Фею Сирени…

За третьей дебютанткой субботнего спектакля В.Колесник я, признаться, слежу со дня ее первого выхода на сцену в кордебалете. Было это несколько сезонов назад в «Лебедином озере». Новенькая сразу заворожила меня какой-то необыкновенной тонкостью, хрупкостью и несколько робким обаянием. И, видимо, не случайно: ей все чаще доверяют сольные партии в спектаклях. Всегда с удовольствием смотрю на нее в дуэте с А. Салмановой.  Еще бы чуть побольше уверенности, раскованности, апломба! Но виллиса, как по мне, удалась. Легкое, эфемерное и отстраненное существо — как раз то, что нужно!

Такой осталась в памяти, такие мысли и чувства пробудила во мне эта «Жизель». Как же редко последние годы случается мне выйти из театра с таким невероятным ощущением праздника, с таким чувством признательности ко всем, причастным к созданию этого чуда, как после этого спектакля! И как же хочется всегда испытывать именно эти чувства, а не уже привычные горечь, разочарование и недоумение…

.

 

Долгожданное возвращение («Жизель» 3.11.2018): 2 комментария

  1. Огромное спасибо за столь добрую, лесную и очень справедливую оценку спектакля «Жизель»!

  2. «Я ваши статьи читаю как поэму» — почти как цитата из известного фильма! ))) Спасибо за Ваше творчество!
    МЫСЛИ по поводу События:
    1)За кулисами А.Соколов общался с исполнителями. Это было очень трогательно, ДУМАЮ, ему вдвойне приятно видеть своих птенцов на нашей сцене.Ведь балетная школа -это прежде всего его заслуга!И немного грустно стало от того, что наши нынешние птенцы разлетаются еще до выпуска.Нет новых имен.Когда же наконец будет этот поворотный момент и на нашей сцене будут танцевать наши ученики!?
    2) Порадовал также ввод на Оруженосца П.Липки. Очень осознанно,выразительно по мимике, с вовлеченностью в происходящее!Да, не могу не сказать, мое недоумение вызывает , почему ранее на эту партию ставили Е.Жукова, как и то ,почему именно его стали двигать и ставить на роли , даже при нашем дефиците танцовщиков мужеского пола .Может, ему и не хватает пока опыта в том же владении пантомимой , но балетную форму не мешало бы привести в порядок (ведь всего -то 20 лет от роду!)
    3) Подруги Жизели ( для полноты картины) :
    М.Малая (ПРЕМЬЕРА)
    М.Щербина
    Д.Беркова
    С.Хонго
    И.Байтлер
    А.Чупина( Онуфриенко)

Обсуждение закрыто.