Между 42-м и 43-м… Грустные мысли с надеждой на лучшее

Кажется, совсем недавно завершился 42-й театральный сезон, а уже и открытие нового 43-го не за горами. Самое время порассуждать об итогах и перспективах.

Минувший 42-й сезон с полным правом можно назвать самым успешным за последнее время прежде всего за счет того, что репертуар театра пополнился сразу двумя солидными премьерами, – «Травиатой» и «Пахитой». Можно по-разному оценивать эти постановки, но появление в афише сразу двух спектаклей классического репертуара действительно выдающееся событие.

Помимо премьер мы увидели сразу несколько ярких бенефисов ведущих солистов  нашей оперы. И, конечно, не может не радовать, что в минувшем сезоне продолжилась практика приглашения солистов Национальной оперы Украины в спектакли нашего театра. Надеюсь, что и в будущем сезоне у нас будет возможность видеть ведущих мастеров столичной сцены в Днепре. Настоящим праздником для соскучившихся поклонников стало и возвращение на родную сцену Ольги Дорониной. А вот новые звезды, увы, на нашей сцене не зажглись, а вакансии солистов оперы, на которые театром объявлялся конкурс, остались пустовать.

Как ни печально, но минувший сезон принес нам не только яркие театральные впечатления и успешные премьеры, но и, увы, невосполнимые потери. Театр в одночасье лишился сразу двух определяющих фигур в художественном руководстве. В марте ушел из жизни главный режиссер Ю.Чайка, а в мае главный дирижер В.Гаркуша предпочел продолжить свою творческую карьеру во главе Харьковского театра оперы и балета. Боюсь, что отсутствие лидера и твердой руки никак не пойдет на пользу нашей оперной труппе. На замещение вакантных должностей объявлен конкурс, но о претендентах что-то не слыхать. Как и о безработных оперных режиссерах в наших краях. Правда, театр наш – учреждение крайне закрытое, не хуже военного завода, и подобную информацию держит в строжайшей тайне, так что с началом сезона нас вполне может ожидать сюрприз.

В балетной труппе, к сожалению, тоже далеко не все благополучно. Продолжающийся отток кадров ставит под вопрос само существование классического балета в регионе. Функционирующая при театре балетная школа давно перестала быть источником пополнения труппы. И если девушки у нас еще держатся, поскольку обзаводятся семьями и детьми, то с мужской частью труппы уже который сезон дела обстоят плачевно. Танцовщики бегут. Выпускники театрально-художественного колледжа задерживаются в театре максимум на сезон. Удержать их нечем, а заменить некем. Нынче в балете дефицит мужчин, и ни у какого мало-мальски одаренного молодого танцовщика нет ни малейших причин до бесконечности ожидать у моря погоды в нашем театре, где главные партии в классике надежно закреплены за парой фаворитов, а остальным достаются лишь крохи с барского стола да бесконечные выступления на выездах. Ведь молодежь все это видит и трезво оценивает перспективы. К примеру, один из самых ярких наших солистов за весь прошлый сезон так ни разу и не станцевал партию Зигфрида на сцене театра, хотя был заявлен на нее дважды… Станет ли он и дальше терять драгоценное время в ожидании своего шанса, гробить здоровье, танцуя на плохо приспособленных для балета сценах домов культуры после многочасовых автобусных переездов по скверным дорогам, или предпочтет сменить место работы? И что будет с труппой, когда наши штатные принцы, весь сезон пребывавшие, к слову, далеко не в лучшей форме, завершат карьеру? Или нам предстоит возврат к пешеходному мужскому танцу позапрошлого века, который позволит им «танцевать» и в воздасте за 50, как знаменитому П. Гердту? Как бы то ни было, об обещанной премьере «Баядерки» при таком раскладе мечтать не приходится. Руководство театра, лучше нас понимающее реальное положение вещей (мы-то пока еще не видели, насколько поредели ряды кордебалета в это межсезонье), о ней тоже благоразумно не вспоминает.

И вообще последнее время администрация воздерживается от публичных обещаний грядущих премьер, которые в недавнем прошлом столько раз разочаровывали зрителей. Директор уже не расписывает грандиозные планы, а сетует на отсутствие жилья для артистов, на финансовые сложности, вынуждающие сдавать фойе театра под пресловутые ярмарки. Об этом давно пора говорить, потому что самостоятельно решить такие вопросы театр не может. Нужно содействие городских и областных властей, помощь спонсоров. Ведь оперный театр – это престиж, солидная витрина, статус города. И сильным мира сего не грех об этом лишний раз напомнить (именно им, а не простым зрителям, которых у нас привыкли упрекать в том, что они не ценят своего счастья!). Вот и в очередном интервью Александр Викторович не удержался…  Кстати, в этом же интервью упоминается о неких дополнительных гастрольных заработках нашей балетной труппы, которая в минувшем сезоне дальше Мариуполя и Краматорска не выезжала… Неужели имеются в виду мизерные командировочные!?

И тем не менее, несмотря на все сложности и проблемы, театр жив. Театр совсем скоро откроет свой 43-й сезон. И даже строит весьма амбициозные планы будущей премьеры, которые пока не афишируются. Держим кулаки, чтобы все получилось. Чтобы  новый сезон стал еще ярче и успешнее, чем предыдущий.