Январские заметки

Тем, кто подумал, что Ворчун выдохся — не дождетесь. Тем, кто скучал без моих заметок, — спасибо, что дождались. Продолжим.

Так вышло, что январь у меня вышел совсем скудным. Всего понемногу: и праздники, и занятость. Но в тех немногих спектаклях, которые мне удалось посетить, были моменты, по поводу которых молчать невозможно.

«Щелкунчик» 15 января порадовал возвращением в родные пенаты А.Чорича. Вместе с ним в спектакль вернулись и сольные вариации солистов из 2 акта, что не может не радовать. Очень приятное впечатление произвел новичок нашей труппы Кирилл Мороз. Легок, неплохо выучен, и стремительно набрал темп, воспользовавшись отсутствием основных солистов. Ростом, правда, невысок, но у нас хватает маленьких балерин ему в партнерши. Расстроило же отсутствие оркестровых репетиций. Уж слишком явно бросались в глаза неудобные темпы. Но что поделать, если дирижер, для которого это дебютный сезон в театре, нашу постановку полностью даже на сцене не видел, а дирижировал оба свои спектакля (дневной в октябре и нынешний) без оркестровой репетиции с балетом. Причем оба раза с разными купюрами… И это, к сожалению, система, которая, увы, никак не делает наши спектакли лучше…Несолидно для театра, который претендует на звание национального, если не сказать хуже…

«Кармина бурана» 18 января. Игоря Лахтина сдушать однозначно приятнее, чем его коллегу и тезку Тишкова. И снова премьера для нашего нового дирижера. С одной репетицией накануне… А спектакль-то по режиссуре по-сложнее любого балета будет. Хор, балет, солисты оперы… Постоянное движение… Последнее время меня неизменно расстраивает его разобранное состояние. Видимо, неизменный успех этой постановки у публики придает уверенности, что и так сойдет, чего зря напрягаться… Увы. Никак не могу смириться с мыслью, что администрацию театра заботит исключительно кассовый сбор, а не уровень спектаклей.

«Лебединое озеро» 27 января. Главная неожиданность — выход Екатерины Шмигельской в главной партии. В буклете указана Печенюк, поэтому не ясно, планировалось ли это заранее. Оставим в стороне технические проблемы, которых в этом спектакле было более чем достаточно. Похоже, балерина еще не полностью восстановилась и пока не готова к таким масштабным спектаклям. Но зато чуть ли не впервые в нынешнем сезоне партия Одетты-Одиллии была исполнена без купюр! Почему Шмигельская может это сделать, а наша прима — нет!? Снова порадовал очень обнадеживающий дебют К.Мороза в па-де-труа.

И, наконец, вчерашний «Евгений Онегин». Не люблю нашу постановку без декораций. Этот жуткий черный провал сцены и дуэль на фоне накрытых столов… Хоть бы перед началом не объявляти на весь зал имя Арефьева как их автора. Стыдно такое убожество приписывать МАСТЕРУ, на творениях которого до сих пор держится театр! Спектакль получился противоречивым и очень неровным. Разочаровала совершенно неживая Ольга в исполнении Т.Позывайло. Дуэт няни и Лариной пора менять. Время никого не щадит, даже примадонн… Но зато наконец порадовала сцена письма. При нашей меблировке сцены, где уложить Татьяну можно только на пол, это, пожалуй, лучшее решение из всех мною виденных в этой редакции спектакля. Не стало бестолкового кружения и суеты, певица и публика наконец смогли сосредоточиться на богатейшей гамме внутренних переживаний героини. Понравилось мне и то, как преобразился Онегин в исполнении А.Сергеева. Образ стал цельным, законченным. Что значит работа режиссера даже при таком безнадежном материале, как эта постановка, которая держится только на гениальной музыке Чайковского (кстати, музыке опять-таки не помешала бы полноценная генеральная репетиция) и актерской убедительности исполнителей! Только скажите кто-нибудь Ленскому, что дамам руку в перчатке не подают!

 

Афиша 43-го сезона: февраль

Февральская афиша порадовала сразу несколькими приятными сюрпризами. Но обо всем по порядку.

В балетной части репертуара прежде всего привлекают истосковавшийся по классике взор балетомана долгожданные «Дон Кихот» и «Жизель», которыми нас так редко балуют, что уже даже состав не важен. Не может не радовать и возвращение на сцену «Княгини Ольги», которую тоже показывают раз в сезон. Кроме этого в балетной афише еще несколько спектаклей, каждый из которых имеет своих поклонников — «Корсар», «Сильфиды» (теперь у нас так именуют более привычную слуху днепровской публики «Шопениану») и «Пахита», «DEGAGE» и 2 спектакля премьеры «CАRMEN&JOSE» (почему-то Д.Омельченко предпочитает писать названия своих спектаклей латинским шрифтом. Дарю вопрос журналистам для будущих интервью.). Почитателей таланта Алины Коваль уже 1 февраля порадует спектакль «Ромео и Джульетта», в котором она заявлена на главную партию.

В оперной части афиши все далеко не так радостно. В «Севильском цирюльнике» снова заявлен второй состав. Сомневаюсь, что на свете существует сила, способная заставить меня послушать это снова, как бы ни была хороша сама постановка. В «Принцессе Турандот» на главную партию заявлена О.Григоренко, которая в последние сезоны почти не появляется на сцене. Кроме этого из опер в афише только «Травиата» и «Сельская честь». Последняя — на редкость невезучий спектакль, недооцененный нашей публикой, несмотря на прекраснейшую музыку. В партии Сантуццы заявлена З.Каипова, что уже обещает интересный вечер.

И это весь наш февраль, если не считать непременной «Кармина бурана» и пары дневных детских сказок.

Но радуемся тому, что имеем, поскольку непонятная ситуация с финансированием театра делает дальнейшие перспективы, и без того не слишком радужные, еще более смутными.