Парад премьер («Аида» 26.01.2019)

Аида — Е. Самойлова (премьера), Радамес — В.Лисковецкий (премьера), Амнерис — З. Каипова, Амонасро — А.Ломакович (премьера), Рамфис — И.Бабенко, Царь Египта — В.Бабенко — премьера, Жрица — .Е. Кравченко (премьера), гонец — И.Садовой (премьера). Дирижер — Тарас Мартынык.

Итак, долгожданное событие наконец свершилось. Глазам днепровских поклонников оперного жанра не только снова явили одну из лучших оперных постановок театра (напомню, что в прошлом сезоне мы видели «Аиду» лишь однажды, а в нынешнем смотрели впервые), но и радикально обновили состав исполнителей. Сразу 6 премьер и приглашенный дирижер, для которого, насколько мне известно, это было тоже первое выступление в этой опере, — такое на нашей сцене случается нечасто!

Поскольку в начале сезона труппа театра потеряла последнюю свою исполнительницу партии Аиды, ввод в спектакль новой солистки был предрешен. Но интригу в театре держали почти до последнего. Имя нашей новой Аиды стало известно почти накануне спектакля. Думаю, я не выдам никаких особенных закулисных тайн, рассказав, что эту партию готовили Елена Самойлова и Татьяна Улькина. Как по мне, голоса обеих солисток не вполне подходят для этой партии, но выбирать не приходится.  В итоге предпочтение отдали более опытной Самойловой. Помимо  красивого тембра, эта солистка обладает еще и даром создавать яркие сценические образы, подкупающие своей искренностью и достоверностью. Я особенно люблю ее Лиу, Иоланту, Микаэлу,  очень тепло вспоминаю единственное в ее карьере выступление в партии Дездемоны. Первая Аида Самойловой получилась очень нежной и хрупкой. Героиня вызывала живое сочувствие, на нее было интересно смотреть. Местами мне лично хотелось бы более яркого, насыщенного и полнокровного звучания, но с таким легким голосом да еще и при дебютном исполнении столь сложной партии я, наверное, требую слишком многого сразу.  В целом впечатление осталось очень и очень приятное и хочется услышать эту Аиду снова.

Появление в нашем театре нового исполнителя партии Радамеса — событие действительно историческое. За более чем четверть века моей театральной жизни это всего лишь вторая премьера в этой партии, свидетелем которой мне довелось стать. Первой в незапамятные времена был дебют Виктора Луцюка. Но с тех пор в этой партии безраздельно, если не считать тоже уже почти всеми забытых выходов В.Парубца и одного-единственного выступления приглашенного солиста, который меня впечатлил  настолько, что я даже фамилии его не припомню, на нашей сцене безраздельно царил великолепный Эдуард Сребницкий. И те, кто знает мою многолетнюю увлеченность сценическими образами этого артиста, легко поймут, насколько сложно мне здесь претендовать на объективность. Честно признаю, что для меня превзойти этого Радамеса вряд ли кому-то удастся. И все же рискну поделиться своими впечатлениями.

Скажу сразу, что если бы в этом спектакле на сцену вышел дебютант, впервые в своей карьере певший эту партию, то это исполнение заслужило бы искреннее мое восхищение. Но В.Лисковецкий — солист многоопытный, Радамес ему не в новинку. И тем удивительнее было то и дело замечать, как  артист выпадает из образа. Мне не хватило фактуры, харизмы, масштабности, героичности. Особенно сильно это ощущалось в первой половине спектакля, и уж совсем разочаровал выход героя во втором акте, смазавший всю торжественность сцены. В сцене у Нила образ воспринимался уже гораздо лучше. Довершил впечатление очень неудачно подобранный парик, никак не сочетавшийся в моем капризном восприятии с египетским костюмом и прочим антуражем. Вот на лбу Канио, Туридду, Хозе или Каварадосси эта челка была бы вполне к месту. Но если отбросить внешнее несоответствие костюма и прически, некоторую, на мой взгляд, излишнюю декоративность поз и пластики и этот злополучный неудачный выход на сцену и сосредоточиться только на пении, то это выступление, пожалуй, превзошло мои ожидания.

Приятно признать, что этот вечер стал для меня источником интересных открытий в плане восприятия одного из образов. Раньше этого персонажа мне всегда заслонял колоритный и харизматичный Радамес, хотя в партии Амонасро мне доводилось слышать нескольких очень ярких солистов. А ведь с самого первого момента своего появления на сцене именно пленный  царь эфиопов становится главной движущей силой всей интриги. Словно опытный шахматист, он мгновенно оценивает расстановку фигур  и начинает свою хитроумную игру, ставка в которой — жизнь и свобода. И почти ее выигрывает.

Первый выход Андрея Ломаковича, самого молодого и неопытного солиста из четырех главных героев, в партии Амонасро получился очень уверенным. Мне очень понравился цепкий острый взгляд, которым артист окинул всех присутствующих на сцене при первом своем появлении, его живая, но сдержанная реакция на все происходящее и исполненная спокойного достоинства манера держаться. Ощущалось, что перед нами прежде всего мудрый и расчетливый политик, опытный игрок, мгновенно просчитывающий возможные варианты развития событий и готовый воспользоваться малейшим шансом на освобождение. Единственный момент, где мне, пожалуй, все же не хватило выразительности, это переход от рассказа о том, как герой тщетно искал смерти в бою, к мольбе пощадить жизнь пленников. Вот в этом самом «Ma tu Re, tu signore possente…»   хочется больше чувства, больше экспрессии, проникновенности. В целом же дебют получился весьма многообещающим.

Самым слабым звеном в квартете главных героев оперы ожидаемо оказалась Амнерис в исполнении Зои Каиповой. Увы, ни статус заслуженной артистки, ни богатейший сценический опыт в этом случае не помогли. В противостоянии героинь образу  Амнерис явно недоставало именно породы, царственности. Особенно на фоне столь утонченной Аиды.  А уж пощечина, которую Амнерис влепила Радамесу в финале их дуэта в 4 акте (увы, этот дуэт, самый, пожалуй, мой любимый фрагмент оперы, в этот вечер, как по мне,оказался самой слабой сценой спектакля) окончательно низвела зрелище до уровня примитивной мыльной оперы.

Еще одним неожиданным открытием этого спектакля стала Жрица в исполнении Екатерины Кравченко, которой удалось наполнить этот образ почти мистическим величием.

Царь Египта в исполнении Вадима Бабенко показался мне менее ярким, чем другие сценические образы этого солиста. Но стоит признать, что в этой партии особенно негде развернуться. Но и вокально наша семейная династия басов в этот вечер меня не очень впечатлила.

То же могу сказать и о Гонце в исполнении Ивана Садового. Партия крошечная, всего несколько фраз, но даже в ней можно создать запоминающийся образ. Но в этом спектакле не сложилось.

В целом же спектакль мне напомнил лоскутное одеяло. Удачные сцены, яркие и трогательные моменты, интересные актерские решения чередовались с откровенно слабыми или недоработанными. Но этого и следовало ожидать при таком количестве вводов. Хочу надеяться, что актерскому ансамблю нашей столь радикально обновленной «Аиды» в будущем удастся добиться большей цельности, гармоничности и выразительности. Ведь даже сейчас, несмотря на все недостатки, смотреть и слушать спектакль уже было интересно! Но это возможно только при  регулярном появлении этой оперы в афише. Одного-двух спектаклей в сезон для достойного уровня исполнения катастрофически недостаточно. Впрочем, это касается не только «Аиды», но и доброй половины нашего оперного репертуара.

Отдельно хочется отметить работу дирижера, нашего гостя из Хмельницкого Тараса Мартыныка. Для него это первое выступление в нашем театре.  Но маэстро вполне удалось совладать и  с непростой акустикой нашего зала, и с нашим оркестром, звучание которого в нынешнем сезоне вызывает столько справедливых нареканий. Нашим музыкантам очень недостает сейчас твердой руки. Наш главный дирижер, даже если бы очень захотел, не в состоянии объять необъятное и практически в одиночку тащить весь репертуар. Разумеется, чуда не случилось, и наши медные духовые, особенно досаждающие моим ушам, не обрели, как по мановению волшебной палочки, идеального звучания. Но тем не менее спектакль прозвучал очень достойно. И мне бы хотелось снова видеть этого дирижера в наших спектаклях.

 

 

 

Несколько слов о «Турандот» 20.01.2019

Турандот — Е.Мыколайко, Лиу — Е.Кравченко, Калаф — И.Шевчук (премьера), Тимур — М.Иващук (премьера), министры — В.Гудзь, Т.Парулава, Н.Ефименко, Мандарин — А.Ломакович, Альтоум — И.Садовой. Дирижер — Ю.Пороховник.

После сегодняшнего представления «Принцессы Турандот» даже у такого вечно недовольного зрителя, как автор этих заметок, осталось неожиданно приятное послевкусие и  стойкое впечатление, что при благоприятном стечении обстоятельств и более-менее регулярном появлении в афише этот спектакль имеет все шансы стать украшением нашего репертуара. И мне жаль, что такой удачный спектакль привлек намного меньше публики, чем декабрьское представление этой оперы с приглашенным солистом.

Очень приятно было ощущать самоотдачу, с которой в этот вечер работали артисты. Поверьте, опытный зритель это всегда чувствует, и многое за это готов простить.

Очень приятное впечатление произвел Максим Иващук, впервые исполнивший на нашей сцене партию Тимура. В его герое ощущалось царственное достоинство,  привычка властвовать. Этот царь свергнут с престола, но обрушившиеся на него бедствия не сломали его гордый дух. Интересно было открыть для себя новые грани этого образа.

Калафу Игоря Шевчука, для которого это тоже был первый выход в сложнейшей партии, как по мне, немного недоставало масштабности, героичности, возможно, даже некоторой бравады. Хочется, чтобы этот герой смотрелся ярче, крупнее… Хотя, наверное, я все-таки слишком многого требую от  премьерного выступления в таком спектакле. С вокальными сложностями солист вполне совладал, так что нашу сцену можно поздравить с обретением нового Калафа. А уверенность и яркость, хочется надеяться, придут в самом скором времени. В целом премьера произвела очень достойное впечатление.

Для обеих исполнительниц женских партий этот спектакль стал уже вторым. По сравнению с премьерой пластика Лиу и Турандот смотрелась намного естественнее, практически исчезла  вычурная нарочито кошачья повадка, так мешавшая мне воспринимать декабрьский спектакль. Обе солистки  произвели хорошее впечатление. И верхние ноты в партии Турандот на этот раз прозвучали гораздо свободнее и уже почти не терзали слух излишней резкостью. Прогресс очевиден, и мне будет очень интересно наблюдать за рождением нашей новой Турандот. Если после первого ее спектакля мне казалось, что это — вопрос не одного сезона, то теперь уже хочется верить, что все случится гораздо раньше. Разумеется, при условии, что спектакль будет регулярно появляться в афише.

Тройка министров во главе с В..Гудзем тоже произвела гораздо лучшее впечатление, чем предыдущий состав исполнителей.

В целом спектакль шел по нарастающей. Довольно среднее начало, казалось, не сулило в этот вечер особых художественных откровений. Но постепенно все освоились, распелись, и происходящее на сцене стало по-настоящему увлекать. А последняя сцена получилась настолько яркой и достоверной, что сумела растрогать даже мое суровое сердце.

Вот ради таких неожиданных открытий я и продолжаю упорно ходить в театр. Хотя в этом зале пережито уже столько неприятных разочарований, что их с лихвой хватило бы на добрую дюжину зрителей… Но вот случаются спектакли, которые меня вдруг цепляют. Все еще далекие от идеала, но трогающие неравнодушием исполнителей, искренним стремлением сотворить такое желанное для зрителей чудо. Воскрешающие веру в светлое будущее нашего театра. Такие, как сегодняшняя «Принцесса Турандот».

 

 

 

45-й сезон: афиша января-февраля

 

Итак, уже почти отшумели новогодние праздники, и в театре подходит к завершению изнурительный марафон детских сказок. Правда, в этом сезоне не забыли и о взрослой аудитории, неожиданно щедро побаловав ее традиционными, но от этого не менее любимыми публикой «Шелкунчиком» и «Ночью перед Рождеством».

В афише на вторую половину января у нас 10 спектаклей. Вроде и не так уж мало, но, внимательнее вчитавшись, понимаешь, что половину репертуара составляют «Симфо-шоу», «Сорочинская ярмарка», «Carmen&Jose» и «Ночь перед Рождеством»… Разумеется, у всего этого есть своя публика, но я из тех зрителей, которые давно пресытились нашими местечковыми «мировыми премьерами» и творческими экспериментами и продолжают упорно и почти безнадежно тосковать по «Трубадуру», «Паяцам», «Борису Годунову» и «Спящей красавице». Кстати, и нашей новой «Нормы»  что-то уже 4 месяца подряд в афише не видать. И это всего после 3 представлений…

К слову, как-то очень неловко видеть, что «Сорочинская ярмарка», текст которой представляет собой вульгарный суржик, а сюжет – пошловатый водевиль, посвящена Дню Соборности Украины. Уж лучше совсем ничего, чем такой сомнительный «шедевр»…  В этой связи невольно вспоминается забытая после единственного исполнения кантата-симфония С.Людкевича «Кавказ».  Вот это было бы действительно достойно такого дня!

Классический репертуар января ограничивается 2 балетами (и это, пожалуй, еще и много, поскольку после заокеанских гастролей труппа выглядит смертельно уставшей), 2 операми (тоже можно понять, поскольку часть солистов и хор отработали больше десятка сказок) и «Кармина бурана». Последняя, впрочем, по моим ощущениям от последнего увиденного представления пребывает не в лучшем состоянии.

В «Принцессе Турандот» 20 января мы, надеюсь, наконец услышим все-таки премьеру Игоря Шевчука в партии Калафа, анонсированную еще в декабре. В «Аиде»  26 января главной интригой остается имя исполнительницы заглавной партии. Совершенно точно, что нас ожидает премьера, но вот официальной информации, кто именно станет нашей новой Аидой, пока нет. Но и без того спектакль не может не вызывать интерес, потому что состав обещают обновить кардинально. Только среди исполнителей главных партий в этот вечер ожидается, с учетом пока не известной главной героини, сразу 5 премьер: Радамес — В.Лисковецкий, Амонасро — А.Ломакович, царь Египта — В.Бабенко, Рамфис — М.Иващук. Остается только надеяться, что такое основательное вливание свежей крови приведет к тому, что мы будем видеть одну из самых ярких постановок нашего театра чаще, чем раз в сезон.

Балетная классика в афише января представлена «Лебединым озером» с дуэтом Е.Печенюк — Е.Кучвар и «Ромео и Джульеттой» в исполнении А Салмановой и А.Габелко.

Февральская афиша привлекает в первую очередь анонсом сразу двух премьер. К сожалению, в последние сезоны слово «премьера» вызывает во мне скорее нервный озноб, чем радостное предвкушение. Не далее, как в конце прошлого сезона у нас убили новой постановкой оперу «Евгений Онегин». Теперь настал черед еще одного шедевра Чайковского — балета «Щелкунчик».  Возобновленная на нашей сцене в 2008 году классическая постановка на основе хореографии В.Вайнонена неизменно имела успех у публики. Это был один из немногих балетных спектаклей, в которые можно было приглашать солистов (премьеру, напомню, танцевали солисты НОУ Н.Лазебникова и А.Гура). Но у нас умеют убить курицу, несущую золотые яйца. Информации о новой постановке практически никакой, хотя до премьеры чуть больше месяца. Действительно, зачем заморачиваться, если название «Щелкунчик» само себя продает и при любом раскладе обеспечивает кассу. Известно лишь, что над постановкой работает Д.Омельченко, и что обновление коснется не только костюмов, но и хореографии. Не стану хоронить новый спектакль заранее, посмотрим, что получилось, 15 и 24 февраля. Но стоит опасаться, что сегодняшний «Щелкунчик» с Е.Печенюк и Е.Кучваром в главных партиях станет последним представлением классической постановки этого спектакля в нашем театре. Надо, пожалуй, сходить попрощаться.

Вторая анонсированная премьера настораживает еще сильнее. Чего стоит только название — «баROCKо», — прямо-таки лингвистический мутант какой-то…  Подзаголовок «Музична подорож великого симфонічного оркестру» тоже мало что объясняет. Надеюсь, эпитет «великий» относится к количеству и составу оркестра, а не к уровню звучания. Тому, как безбожно у нас фальшивят духовые, уже возмущаются даже случайные зрители, раз в сезон приводящие детей на сказку. Лично я подозреваю, что у нас родили Симфо-шоу №2… Не многовато ли шоу для оркестра, который так скверно звучит? Насколько оправдается мой пессимизм,  услышим 27 февраля. Мне  лично было бы гораздо интереснее послушать концертные программы из, например, арий из украинских, французских или немецких опер (у нас же десятилетиями из французского репертуара одна «Кармен», а из украинских и немецких опер и вовсе ничего…) или оперных увертюр… Но у нас считают, что публика жаждет только шоу…

Кроме премьеры новой постановки «Щелкунчика», в балетной афише февраля я больше всего буду ждать «Дон Кихот», которым нас так редко балуют в последние сезоны. В анонсированном составе радуют имена исполнителей главных партий, которые станцуют Е.Печенюк и Е.Кучвар (очень интересно снова  увидеть их дуэт!), и вызывает немалое недоумение наличие Феи Сирени… Внимательнее бы надо, практически каждый месяц в буклете с репертуаром какие-то огрехи! А это тоже имидж театра!

Также в феврале мы увидим «Carmen&Jose», «1000 и 1 ночь» (Е.Шмигельская, Д.Ганник, А Габелко), «Лебединое озеро» (С.Лисняк, А.Чорич), «Ромео и Джульетту» (А.Веретина, А.Габелко).

В оперной афише, как по мне, наибольший интерес представляет «Кармен» 26 февраля, посвященная памяти Ю.Чайки. Заглавную партию исполнит Ольга Ус. Анонсированы также премьеры В.Лисковецкого в партии Хозе и В.Бабенко  в партии Цуниги. Вот только опять длинный спектакль ставят в будний день посреди недели, как и декабрьского «Князя Игоря». Ну надо же учитывать, что большая часть оперной зрительской аудитории зависит от общественного транспорта. Театралы, даже фанатики вроде меня, вынуждены уходить с последнего акта, чтобы без приключений добраться домой! А учитывая, что многие спектакли у нас идут раз в сезон, это вдвойне досадно. И не надо про такси. На оперу у нас последнее время, как правило, зал заполняют за счет пригласительных, розданных ветеранским организациям, а в них далеко не олигархи… Вот и пустеют ряды в последнем антракте…

Интересно также будет снова услышать М.Цветинскую в «Травиате»  23 февраля. Напомню, что именно эта солистка пела Виолетту в премьерном спектакле. Её партнерами в этот раз станут Т.Парулава и А.Сергеев.

В «Любовном напитке» 16 февраля анонсирована премьера М. Иващука в партии Дулькамары. Компанию ему составят А.Бокач, Т.Парулава и В.Гудзь,

«Свадьба Фигаро», Риголетто» и «Кармина бурана», судя по заявленным составам, никаких сюрпризов не обещают. Скорее наоборот, некоторые имена в списке исполнителей склоняют меня к мысли пропустить февральские представления этих опер. Как и «Летучую мышь». Не хочу обижать ни артистов, ни их поклонников, но предпочту пожалеть свои нервы, глаза и уши.

Неожиданно разнообразной получилась в феврале и концертная афиша. Помимо уже упомянутой премьеры оркестрового путешествия, нас ожидают вечер романсов и «Реквием» Верди. Вот этого я точно не пропущу в надежде в первом случае услышать что-нибудь свеженькое и поглазеть на нарядные концертные платья наших солисток, а во втором — послушать великую музыку, не так часто звучащую на нашей сцене.