Афиша мая

41-й театральный сезон стремительно приближается к финишу. И по его итогам будет, что вспомнить. Ведь апрель подарил нам встречи сразу с несколькими яркими исполнителями, за которые хочется искренне поблагодарить администрацию театра. На нашей сцене танцевали солисты столичной балетной труппы, пела артистка из Одессы. К сожалению, афиша мая на фоне апрельской выглядит гораздо скромнее.

         Внимание в ней привлекают прежде всего два традиционных майских мероприятия, проходящих на сцене нашего театра – фестивали «Днепр – модерн 2015» и концерт-фестиваль «Молодь розправляє крила».

В программе фестиваля современной хореографии «Днепр – модерн 2015» анонсирована премьера балета К.Шишкаревой «Весна священная» на музыку И. Стравинского. Впервые это произведение в постановке В.Нижинского увидело свет рампы 29 мая 1913 года в Париже во время знаменитых Дягилевских русских сезонов. Премьера сопровождалась громким скандалом, балет не был воспринят публикой. Первая постановка балета никогда не возобновлялась, однако музыка Стравинского обрела популярность. Спустя год после скандальной премьеры Дягилев включил этот балет в программу своих сезонов, но уже в постановке Л.Мясина. На протяжении столетия, успевшего пройти с дня премьеры, это произведение пережило множество постановок на различных сценах. Что ж, посмотрим авторскую версию Шишкаревой.

Еще одно традицией мая, похоже, становится проведение на сцене театра выпускного экзамена студентов консерватории. В прошлом сезоне выпускники спели в «Паяцах» и «Свадьбе Фигаро», в нынешнем же ради такого случая в афишу решили вернуть оперу Дж. Пуччини «Богема». В главных партиях мы увидим и услышим сразу четырех дебютантов.

Кроме «Богемы», которую публика уже успела порядком подзабыть, оперный жанр представлен в афише еще тремя произведениями. В «Сельской чести» анонсированы сразу две премьеры – Т.Парулава в партии Туридду и И.Воеводин в партии Альфио. Анонсированный состав «Кармен» полностью повторяет апрельский, что вполне логично, поскольку молодым артистам нужно набраться опыта. И, наконец, «Трубадуре» на партию Азучены заявлена О.Ус.

В балетной части афиши интересного поменьше. Привлекает внимание прежде всего вечерний «Щелкунчик». В этом сезоне мы наконец видим этот любимый публикой всех возрастов спектакль не только в сокращенной версии для детских утренников. В «Лебедином озере» анонсирован дуэт Е.Шмигельской и Е.Кучвара. Надеюсь, в этот раз никакие объективные обстоятельства не помешают их выступлению. Ко Дню Победы нам традиционно покажут «Это танго в июне». Не обошлось и без нелюбимых мною «Стульев». В балете «Ромео и Джульетта», которым нас тоже, увы, нечасто балуют, заявлен дуэт исполнителей главных партий (Е.Салтыкова и Е.Даньков-Белянский), которых мы еще не видели в вечерних спектаклях, хотя на выездах они давно танцуют. В «Спящей красавице», которая, несмотря на заметно обветшавшие декорации и костюмы, все равно остается очень красивым и гармоничным зрелищем (я понимаю, что спектакль давно нуждается в обновлении, но так хочется сохранить шедевр Арефьева! Ведь можно не изобретать велосипед, а сделать новые декорации и костюмы по старым эскизам с использованием современных материалов), в буклете с репертуаром анонсированы только исполнители главных партий. Здесь без сюрпризов.

А изюминкой майского репертуара станет долгожданный «Праздник на пуантах», которому, очень хочется надеяться, на этот раз уже ничто не помешает состояться. Мы и так слишком долго ждали!

Мастер-класс в жанре оперетты

Оперетта в репертуаре нашего театра, как известно, одна – «Летучая мышь». Популярнейший шедевр И.Штрауса не только одинок в нашей афише, но и совершенно безхозен и заброшен уже в течение многих сезонов. Режиссеру он не интересен, а артисты театра привыкли считать работу в «легком» жанре унижением высокого достоинства оперных певцов. До оперетты у нас в театре чаще всего снисходят по долгу службы, позволяя себе выходить на сцену, не распевшись, не знать текста и мизансцен, валять дурака и нести отсебятину. И отсутствие репетиций и режиссерского надзора такое отношение к работе никак не оправдывает!

И только востребованность оперетты у публики удерживает единственного представителя жанра в репертуаре, вынуждая администрацию театра подновлять декорации и по мере возможности поддерживать приличный внешний вид спектакля. Ведь большая часть зрителей не слишком требовательна и в тонкостях жанра не разбирается. Люди приходят отдохнуть, поэтому яркая картинка, живая и веселая музыка и стандартный набор комических сцен их вполне удовлетворяют. На меня же, увы, этот спектакль чаще всего производит самое удручающее впечатление, поэтому для его посещения должен быть особый повод.

         В апрельском спектакле таковых случилось сразу два. В партии Адели дебютировала молодая певица Наталья Деканенко, уже успевшая снискать бурный успех у публики исполнением куплетов Олимпии из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана». А партию Розалинды в этот вечер исполнила приглашенная солистка из Одессы Юлиана Панченко. И в этот раз приглашенная солистка оказалась по-настоящему шикарна и просто царила на сцене.

         Понимаете, оперетта – особый жанр, и «легким» его окрестили совершенно напрасно. Это нам, зрителям, легко и приятно смотреть оперетту из зрительного зала. А вот успешно работать в этом жанре может далеко не каждый обладатель диплома консерватории, каким бы одаренным вокалистом он ни был. Это в опере, где главной составляющей является пение, специфика жанра еще позволяет закрыть глаза на возрастное несоответствие, внешние данные, актерскую беспомощность певца. И то современная оперная режиссура требует, чтобы артист был драматическим актером практически в той же мере, что и оперным певцом. А уж оперетта требует от артиста целого комплекса умений и достоинств. Помимо хорошего вокала и выносливости (ведь придется еще и играть, и танцевать!), артист оперетты должен обладать актерским мастерством и обаянием, сценичной внешностью, пластикой, осанкой, дикцией (разговорные диалоги!), безукоризненными манерами, умением носить костюм. Всем тем, чему почти не учат в наших консерваториях, делая упор на вокальное мастерство.

         И вот весь этот комплекс был с блеском продемонстрирован нашей гостьей. Вот так нужно работать в «легком» жанре! И до уровня этой шикарной Розалинды наши артисты, как ни старались, дотянуться так и не смогли. Но зато хотя бы и они, и зрители увидели высоту, к которой нужно стремиться.

         Спасибо нашей великолепной гостье за этот мастер-класс!

Неожиданный вечер воспоминаний

Моему оппоненту на форуме, от имени театра заявившему, что Н.Лазебникова никогда не танцевала в этом самом театре «Щелкунчик», посвящается.

 

            У меня хорошая память. И еще лучшая привычка хранить кучу, казалось бы, совершенно не нужных бумажек. Благодаря этим двум обстоятельствам я сегодня и могу предъявить на всеобщее обозрение вот этот образец рекламной продукции нашего любимого театра.

1718_001 1717_001          

Кто-то из читателей моих скромных заметок уже позаботился отыскать на просторах сети и видеофрагмент из этого спектакля. Позволю себе обратить внимание, что китайский танец в нем танцуют две девушки, как это и анонсировано в рекламной листовке из моего архива (сейчас это дуэт танцовщика и балерины), да и состав па-де-труа тоже совпадает.

Ох, и давно ж это было! Настолько давно, что тот факт, что партнером Натальи в этом спектакле был А.Гура, совершенно выветрился даже из моей памяти. Думаю, прежде всего потому, что мое внимание было всецело приковано к его очаровательной партнерше.

Итак, как говаривал один колоритный персонаж из романа братьев Стругацких, позвольте мне погрузиться в прошлое.

Началось все с того, что в интернете на глаза мне попалось фото дуэта из «Спартака». Спартак – отлично знакомый нашей публике Максим Чепик, Фригия – Наталья Лазебникова. Это было настолько красиво, что имя этой балерины навсегда врезалось в мою память. И, естественно, захотелось увидеть это чудо вживую. Так случилась моя первая «Жизель» в Национальной опере Украины с Н.Лазебниковой и В.Щербаковым в главных партиях, о которой я до сих пор храню самые благодарные воспоминания. Героиня Лазебниковой в тот вечер была такой пленительно светлой, хрупкой и трогательной…

Увиденная позднее на сцене НОУ яркая своенравная Гамзатти в ее же виртуозном исполнении только убедила меня в универсальности дарования этой великолепной балерины.

Разумеется, выступление столь понравившейся мне артистки на нашей сцене никак не могло пройти мимо моего внимания. К тому же описываемый спектакль оказался примечателен еще и тем, что это было возвращение на нашу сцену классической постановки В.Вайнонена. До этого много сезонов подряд «Щелкунчик» шел у нас в редакции А.Соколова.

Небо и земля, доложу я вам. И, думаю, те, кто помнит версию Соколова, со мной согласятся. Из того спектакля сильнее всего врезались в память линялые тряпки над сценой, суета первого акта, в котором был задействован чуть ли не весь состав детской хореографической школы, все время путающиеся под ногами то ли гномы, то ли Санта-клаусы, вальс цветов, превращенный фантазией постановщика в вальс насекомых, особенно жуткие бабочки мужеского пола с руками-крыльями, грубо удлиненными с помощью палок, которые мешали танцовщикам кувыркать Машу-принцессу в рискованных поддержках (мне всегда было страшно, что балерине однажды вывихнут плечи), вывернутые острые локти главных героев, очень диссонирующие с волшебной музыкой адажио, огромная несуразная подарочная упаковка, на которую в финале эти герои поднимались… Странная это была сказка…

С приходом З.Зинченко к руководству балетной труппой «Щелкунчик» из репертуара исчез. Как оказалось, для того, чтобы в феврале 2008 года глазам изумленной публики явилось чудо, сотворенное в лучших классических питерских традициях и бережно перенесенное на нашу сцену. Театралы глазам своим не поверили, а после спектакля, который, помнится, был своего рода генеральной репетицией перед гастролями, одолели администрацию театра просьбами непременно сохранить эту постановку в репертуаре. Мольбы эти были услышаны, хотя мы и видим этот красивый спектакль не так часто, как нам бы этого хотелось.

Вот как раз в описываемом спектакле главные партии исполнял дуэт солистов НОУ, которых нам вскоре предстоит увидеть в Жизели». До сих пор помню нежный и очень одухотворенный образ, созданный тогда Н.Лазебниковой, необычайную легкость, мягкость, женственность ее танца.

И с нетерпением жду новой встречи с чудом!