45-й сезон: афиша ноября

В ноябре нас ожидает всего 12 спектаклей. Это если считать  концерт «Владимир Малахов и звезды мирового балета», который тоже включили в буклет с репертуаром на ноябрь, и «Шопениана» и «Дети ночи-2» с Е.Кухар и А.Стояновым. Ну, в этом проекте, по слухам, хотя бы участвуют наши артисты, что оправдывает его присутствие в афише.

Балетный репертуар продолжает огорчать. Всего лишь два спектакля — «Жизель» и «Лебединое озеро». Нас продолжают держать на голодном пайке. Причины уже ни для кого не секрет: гастроли. Труппа перегружена выездными спектаклями. В театре уверяют, что они приносят больше дохода, чем выступления в Днепре. Поэтому интересы родной публики снова приносятся в жертву кассе. А измотанный бесконечными разъездами коллектив теряет уровень. Теряет мотивацию для творческого роста: в городках, никогда не видывавших приличного, а то и вовсе никакого, балета, все идет «на ура»… Некогда толком репетировать, некогда работать над новыми партиями, не говоря уже о премьерах, которых мы не видели уже более двух лет.

Но вернемся к афише. Самым ожидаемым спектаклем ноября станет «Жизель», в которой мы увидим дуэт Натальи Кущ и Александра Омельченко. Оба начали свой творческий путь в Днепре. Оба рано покинули нашу труппу и добились признания на других сценах. Александра днепровские балетоманы уже видели несколько сезонов назад в партии Зигфрида и в дуэте из «Сильфиды». Наталья станцует у нас впервые после того, как покинула труппу, хотя регулярно выступает на одесской сцене. В сентябре мне довелось увидеть там ее выступление в партии Авроры. Мое знакомство с обоими танцовщиками дает все основания предсказывать, что нас ожидает очень яркий спектакль и интересный дуэт. Наконец-то днепровские балетоманы дождались возвращения воспитанников нашей хореографической школы на родную сцену в полном расцвете их таланта! Это действительно выдающееся событие в истории театра!

А.Омельченко в ноябре мы увидим еще и в «Лебедином озере» в паре с Е.Шмигельской. И на этом, увы, балетное меню ноября исчерпывается. В афише, кроме выступлений гастролеров, еще только «Кармина бурана».

Оперная часть афиши, к счастью, выглядит не так скудно и печально. Здесь есть и спектакли, появление которых в репертуаре всегда событие для ценителей жанра, и премьеры. Такое оживление не может не радовать, хотя уровень того, что выносится на суд публики,  вызывает вопросы и недоумение чаще, чем следовало бы… Но о грустном будем уже по факту, если будут поводы. Пока хочется сохранить осторожный оптимизм в предвкушении  «Трубадура», «Князя Игоря» и «Иоланты». Еще две оперы ноябрьской афиши — «Свадьба Фигаро» и новодел «Онегин. Life» у меня, признаюсь, давно уже оптимизма не вызывают.

Хотя нельзя не признать, что в ноябрьской «Свадьбе Фигаро» анонсирован наш лучший состав исполнителей мужских партий и  премьеры М.Цветинской в партии Сюзанны и В.Бабенко в партии садовника Антонио. Поэтому спектакль обещает быть интересным. К сожалению, его дата совпадает с выступлением в филармонии Национального симфонического оркестра Украины. И поскольку Фигаро у нас бывает чаще, чем такие гастролеры, я предпочту провести этот вечер в филармонии.

То, что нам не пришлось ждать долгие месяцы, прежде чем снова услышать «Трубадур», не может не радовать. Хотелось бы также надеяться, что это не окажется единственный раз в сезоне! Нынешний спектакль примечателен прежде всего тем, что партию графа ди Луны в нем впервые исполнит Андрей Ломакович. За более чем четверть века посещения нашего театра, на моей памяти это только пятый ввод нового исполнителя этой партии.  Партнерами А.Ломаковича станут Е.Самойлова и О.Ус (для обеих, если мне не изменяет память, это всего лишь второй спектакль) и Т.Парулава.

Ноябрьская «Кармина бурана» примечательна премьерой нового солиста нашей оперной труппы И.Садового в партии Жареного гуся и возвращением ветерана нашего балета Ю.Войникова в образе Искусителя. Последнее, впрочем, мера вынужденная, поскольку единственный оставшийся исполнитель этой партии уезжает на гастроли. Фортуну исполнит Е.Шмигельская, также давненько не танцевавшая в этом спектакле.

Знакомство с новичками труппы продолжится и в «Князе Игоре», посвященном 100-летию со дня рождения А.Арефьева.  В партии Ярославны впервые выступит Екатерина Мыколайко. Партию Кончака во второй раз на нашей сцене исполнит еще один новичок труппы — Вадим Бабенко. Главную партию в этом спектакле исполнит В.Гудзь.

Завершится ноябрьский парад премьер в «Иоланте», где партию Эбн-Хакиа впервые исполнит А.Ломакович. Компанию ему составят Е.Самойлова, Т.Парулава, А.Сергеев и А.Стрижак.

Кроме уже упомянутых спектаклей, в ноябре в память жертв Голодомора прозвучит «Реквием» Моцарта, а также непременное «Симфошоу».

При более внимательном изучении буклета с репертуаром бросается в глаза несоответствие иллюстраций заявленным составам исполнителей. На титульном листе красуется А.Форкушак в образе князя Игоря, хотя в ноябрьском спектакле анонсирован В.Гудзь. На фото из «Свадьбы Фигаро» красуется А.Прокопенко в образе графа Альмавивы, хотя в составе опять-таки заявлен В.Гудзь… Остается лишь надеяться, что в ноябре мы увидим хотя бы  юную С.Федорович и опытного Д.Омельченко в испанском танце из «Лебединого озера». Остальные иллюстрации в буклете снова представляют собой рекламу гастролеров.

В заключение этого обзора остается только пожелать успеха многочисленным дебютантам ноября. Надеюсь, такое множество вводов станет залогом еще более интересной и разнообразной афиши в будущем.

 

 

 

 

Ломать — не строить… («Любовный напиток» 18.10.2018)

Грустно сознавать, но сегодня мой личный черный список пополнился еще одним спектаклем театра. В следующий раз на «Любовный напиток» я пойду только в случае ввода новых исполнителей. Или смены дирижера.

Сожалеть, собственно, особенно не о чем. Постановка эта никогда мне не нравилась  ни режиссурой, ни оформлением. Исполнение, особенно мужских партий, тоже не вдохновляло. Единственным достоинством спектакля была грациозная и жизнерадостная музыка Доницетти. Выверенные темпы, сбалансированное звучание, выстроенные ансамбли, тонкое чувство стиля неизменно радовали мой слух.

И вот сегодня все эти радости меломана закончились. Первый акт спектакля наш новоиспеченный главный дирижер провел под лозунгом: «Забудьте о темпах, которые были в этом спектакле». По крайней мере, именно эта фраза громко прозвучала в начале антракта. Но, кроме отрицания сделанного своим предшественником, маэстро, увы, ничего предложить не смог.Звучание спектакля напрочь утратило привычную грацию, легкость и стильность, баланс между сценой и оркестром был непоправимо разрушен. Оркестр то грохотал, заглушая солистов, то вдруг пропадал где-то в недрах ямы, ансамбли разваливались, мизансцены комкались.

Дольше оставаться в зале не было смысла.  Потому что в новое дирижерское прочтение постановка вписываться категорически отказывалась.  Это напоминало терпящий бедствие корабль с сорванными парусами и сломанными  мачтами, который неумолимо несет на скалы. И мне было совершенно не любопытно досматривать, как же станет спасаться команда во главе с новым капитаном..

Сотня зрителей, честно купивших билеты на спектакль, оказалась счастливее меня, поскольку смотрела в основном на пестрые мизансцены и ужимки артистов, воспринимая музыку всего лишь как аккомпанемент к действию, а не его главную движущую силу. Это и спасло спектакль от провала.

На этом лично я с «Любовным напитком» в нашем театре прощаюсь. Увы, со сменой дирижера этот пестрый винегрет уже совершенно перестал напоминать блюдо высокой кухни, которым должна быть опера Доницетти, и окончательно превратился в дешевую стряпню из столовки…

 

 

Свежая кровь («Риголетто» 07.10.2018)

Итак, наш оперный впервые за много сезонов можно наконец поздравить с обретением двух составов исполнителей оперы Дж. Верди «Риголетто». Это стало возможным благодаря тому, что в начале сезона в труппу пришло, пожалуй, самое многочисленное за последние годы пополнение. И в воскресном спектакле мы наконец увидели и услышали сразу четверых новичков.

Правда, троих из них новичками можно назвать только условно.

Тенора Виталия Лисковецкого днепровские меломаны видят в партии Герцога уже в четвертый раз. Но впервые в статусе штатного солиста нашей труппы. Лично мне уже хочется услышать в его исполнении что-то еще. Солист имеет богатый творческий опыт и уже знаком с нашей постановкой. Отрадно, что у нас наконец появился певец, способный совладать с вокальными трудностями этой партии, хотя и не поражающий, как на мой вкус, особенной красотой тембра. Но зато спектакль был спет ровно, уверенно и, как мне показалось, с запасом прочности. Единственным исключением стала  кабалетта «Possente amor…», прозвучавшая явно слабее других номеров и немного подпортившая мне удовольствие.. Ранее этот фрагмент в нашей постановке купировали, поэтому в исполнении Лисковецкого мне довелось его услышать впервые. В целом исполнение партии мне скорее понравилось. Вот только гримеры, как по мне, несколько перестарались, пытаясь сделать герцога неотразимым красавцем. Результат их усилий выглядел так, словно какая-то фантастическая машина времени перенесла героя из спектакля годов так 50-60-х прошлого века. Уж слишком резко стилистика образа Герцога отличалась от остальных персонажей оперы.

Партию Джильды впервые на нашей сцене исполнила Марианна Цветинская, хорошо знакомая днепровской публике еще с премьеры «Травиаты». Образ ее подкупал прежде всего молодостью и свежестью. Мне лично хотелось бы большей свободы и легкости в виртуозных пассажах арии, моей, кстати, любимой. К тому же Джильда в дуэтах со своими более опытными партнерами порой откровенно терялась. Особенно это было заметно в дуэте с Риголетто из 1 акта, где мощный голос партнера местами совершенно перекрывал нежное сопрано нашей дебютантки. Думаю, со временем прибавится и уверенности, и взаимопонимания с партнерами, и легкости. Все-таки трудно, когда репетируют с одним партнером, а на сцене поют с другим. Да и здоровой атмосфере в коллективе это вряд ли способствует. Но не буду выносить на всеобщее обозрение закулисные подробности репетиционного процесса.

Исполнитель партии Спарафучиле Вадим Бабенко зрителю тоже давно знаком. Слышали мы его уже и в этой партии, и в партии Кончака. Никаких сомнений в том, что он справится со своей задачей и в дебютном спектакле в качестве штатного солиста театра, у меня не было. Так и случилось.

Единственным по-настоящему новым лицом для публики был бас Максим Иващук, исполнивший партию Монтероне. Признаться, ничем особенным наш новый солист в этом спектакле меня не поразил. Мне хочется наконец увидеть Монтероне, который в кульминации своего сценического эпизода в 1 акте вырастает в масштабную трагическую и героическую фигуру, становясь центром действия. Но не сложилось. Все было как-то буднично и вяло. Буду надеяться, что наш новичок еще раскроется в других образах.

Для Александра Форкушака это лишь второй сезон в нашем  театре и второй выход в партии Риголетто. По сравнению с весенним спектаклем прошлого сезона не могу не отметить, что артист заметно прибавил.  Надеюсь, что и это еще не предел возможного. Ведь образ этот из тех, над которыми можно и нужно работать всю творческую жизнь.

Удачный в целом спектакль с таким количеством новых лиц не может не внушать оптимизма. Я всегда приветствую конкуренцию. Одних она подстегнет и заставит перестать почивать на лаврах, других вынудит, надеюсь, ответственнее относиться к работе. А у зрителей наконец появится выбор, кого слушать. Поэтому я всегда радуюсь пополнению труппы. Надеюсь, что всем новичкам на нашей сцене будет сопутствовать успех, и они не один сезон будут радовать зрителей своим искусством.

А теперь о разочарованиях, причиной которых в этом спектакле стали, увы, старожилы нашей труппы. Тут, конечно, есть значительный прогресс, потому что в последние сезоны весь спектакль был сплошным разочарованием…

Даже выход во второстепенной партии не повод, чтобы появляться на сцене в такой вокальной форме. «Пение» Марулло напоминало скорее хриплое воронье карканье. Было ощущение, что артист галопом примчался в театр перед самым началом спектакля, наспех натянул костюм и вышел…

Но больше всего расстроила меня Маддалена в исполнении Зои Каиповой. Прежде всего солистка, как мне показалось, явно была не в голосе. И, как  ни старались костюмеры и гримеры, по возрасту и фактуре сильно выпадала из общего ансамбля.  В статичных позах на это еще можно было смотреть, но жесты и пластика…  И неужели режиссер не видит, как смешно и нелепо выглядит эта Маддалена (а перед этим — Сантуцца), «убегающая» со сцены мелкой семенящей трусцой? Неужели нельзя учесть фактуру и физические кондиции исполнительницы и поменять под них мизансцену?

Да, увы, меццо по прежнему остается самой слабой позицией в нашей труппе. Но все трое имеющихся эту партию поют. Почему в этот раз отдали предпочтение именно Каиповой для меня загадка. Тем более, что с начала сезона она спела уже четвертый спектакль, а одна из ее конкуренток не появилась на сцене еще ни разу.

Еще одним слабым местом этой оперы все так же является режиссура. Такое ощущение, что артисты играют, кто вот что горазд. Нет четкой концепции, нет проработанного до мелочей взаимодействия персонажей. Увы, пантомимно-танцевальная мизансцена, в которой придворные рассказывают Герцогу историю похищения Джильды, выглядит куда более продуманной и отрепетированной, чем ключевые моменты спектакля. Хотя без этих танцев и ужимок спектакль ничего не теряет. А вот без понимания артистами психологии и мотивации персонажей, без  четкой режиссерской концепции …